|
Как известно, 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В нем был определен круг лиц, трудовая пенсия которых, помимо базовой и страховой частей, складывается из уплачиваемых страхователями страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии. В соответствии с законом, каждому мужчине, родившемуся после 1952 г., и женщине, родившейся после 1956 г., был открыт индивидуальный лицевой счет. В период с 2002 по 2004 гг. включительно работодателем (страхователем) на эти счета перечислялись страховые взносы, гарантирирующие гражданам дополнительный источник для повышения размера будущей пенсии.
Однако внесенная в конце 2004 г. поправка предусматривала выплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 1 января 2005 г. только в отношении молодежи, родившейся в 1967 г. и позже. В результате лица среднего возраста – наиболее социально активная часть трудящихся – были лишены права формировать накопительную часть пенсии, которая напрямую зависит от размеров заработной платы, и, как следствие, лишились надежды на дополнительный источник для повышения размера пенсии.
Как сообщил "Yтру" один из заявителей Константин Катанян, специалисты в области трудового права уже высказали мнение, что исключение из пенсионной реформы лиц 1966 г. р. и старше является дискриминацией по возрасту и незаконным лишением миллионов людей права на заслуженную пенсию. Ведь государство фактически разделило граждан на две категории: с одной стороны оказались те, кому сохранено право обеспечить себе достойную старость, а с другой – те, кто вынужден довольствоваться прежней распределительной системой либо самостоятельно страховать свою будущую пенсию, не рассчитывая на какие-либо государственные гарантии по сохранению и возврату страховых взносов.
Чтобы отстоять свое право на достойную пенсию несколько журналистов обратились в Отделение Пенсионного фонда России по г. Москве и Московской области с просьбой дать разъяснения, имеют ли они право пополнять свой индивидуальный лицевой счет в добровольном порядке. Из Пенсионного фонда пришел ответ, что таких прав граждане РФ не имеют. Считая такой ответ неправомерным, Катанян и Ревенко обратились в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Пенсионного фонда, препятствующих пополнять индивидуальный лицевой счет граждан в добровольном порядке. Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что Пенсионный фонд действовал в соответствии с законодательством РФ, которое "не предусматривает пополнение накопительной части трудовой пенсии в добровольном порядке лицами 1966 г. р. и старше".
Получив на руки решение суда, истцы стали готовить жалобу в КС. В ней, в частности, говорится, что внесенная в закон о пенсионном страховании поправка не соответствует провозглашенному в ст. 19 Конституции РФ принципу равенства прав и свобод граждан. Кроме того, названная поправка не соответствует ч. 2 ст. 55 Конституции, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
На этом основании авторы обращения в КС требуют признать поправку неконституционной и объявить ее недействующей с момента издания новой редакции названного Федерального закона.
В пресс-службе Конституционного суда разъяснили, что в конце сентября этого года состоится первый после летних каникул распределительный пленум КС, на котором, возможно, будет решен вопрос, принимать ли к рассмотрению по существу данные жалобы. Если они будут приняты, суд может вообще отменить злополучную поправку, от которой пострадали, по данным Госкомстата, почти 29 млн россиян. Впрочем, судьи могут попросту указать Пенсионному фонду, что и действующий закон не препятствует потенциальным пенсионерам пополнять свой индивидуальный лицевой счет в добровольном порядке, ведь в данном случае должно действовать общее положение: разрешено все, что не запрещено законом. А в законе нет прямого запрета продолжать формирование накопительной части пенсии за счет собственных средств граждан России.