|
Если ученые получат такие же данные из других источников, появится законный вопрос: правомочно лишать человека жизни, пользуясь его беспомощным состоянием, отключая тело от аппаратуры, поддерживающей жизненные процессы?
Исследования были проведены над пациенткой 23 лет, которая после автокатастрофы находилась в вегетативном состоянии. Британские ученые, занимавшиеся исследованием проблем мозговой деятельности в коматозном состоянии, проводя очередную серию тестов, выяснили, что девушка реагирует на внешние раздражители. Ее просто попросили представить, что она играет в теннис. И обнаружили активность в тех участках мозга, которые "отвечают" за двигательные функции. Мозги здоровых добровольцев выдали точно такие же результаты!
Эдриан Оуэн, руководитель данных исследований, заявил, что результаты ясно дают понять: пациентка слышит, что ей говорят, поскольку ее мозг отреагировал на поставленную ему задачу. Данный эксперимент позволит в самом ближайшем будущем провести целую серию подобных опытов, чтобы выяснить, действительно ли мозг людей, находящихся в глубокой коме, в состоянии реагировать на внешние раздражители.
Впрочем, уже один этот опыт ставит большой вопрос: допустимо ли лишать человека жизни, отключая аппаратуру жизнеобеспечения? Ответа на этот вопрос пока не будет, поскольку выводы о реакции мозга получены на основании обследования лишь одной пациентки.
"На данном этапе исследований мы не можем с уверенностью заявить, что те всплески мозговой деятельности, которые нам удалось зафиксировать, – проявление сознательных реакций. Стоит отметить, что в будущем далеко не все медицинские центры смогут предоставить своим пациентам необходимое для подобных проверок оборудование", - сообщил невропатолог доктор Джой Хирш, представитель Колумбийского университета, принимавший участие в работе британских ученых. "Самое главное впереди – предстоит понять, так ли необходим подобный тест и насколько можно полагаться на результаты, полученные специалистами", - продолжил он.
Эдриан Оуэн, вдохновитель и куратор проекта, резюмировал: "Необходимо быть чрезвычайно осторожными и не делать поспешных выводов. Ведь это единичный случай, который нельзя считать за практику. Потребуется проведения ряда дополнительных тестов на других пациентах, чтобы составить хоть сколько-нибудь релевантную клиническую картину происходящего. И лишь на основе этого можно будет делать какие-либо выводы".