|
Самое "страшное" из сказанного Сурковым касалось возможного распада России. От угрозы дезинтеграции не может быть застрахована ни одна страна мира, для РФ эта безрадостная перспектива на сегодняшний день связана с вопросом межнациональных отношений, однако в дальнейшем главной угрозой "суверенной демократии" станет проблема однобокой экономики. Отметив, что нефть и газ не всегда будут основными ресурсами России, Сурков предупредил: единственный способ не допустить этого – найти на будущее другие средства для самореализации. "Если сейчас мы не сумеем заложить основы инновационной экономики и постепенно уйти от сырьевой зависимости, в будущем Россию могут ждать новые потрясения, связанные с угрозой распада".
При этом он подчеркнул, что сам термин "суверенная демократия" не является определяющим – "меня дискуссия вокруг этого понятия вообще не волнует". Главное - "самодостаточность России", стоящая за этим понятием. Реализация концепции "суверенной демократии" позволит российскому народу, который на самом деле уже много веков является суверенным, остаться таковым. Что касается революционеров, у них, по словам Владислава Суркова, в России нет будущего. С одной стороны, в нашей стране "возможно все", особенно если учесть, что "есть влиятельные люди с серьезными ресурсами, которые хотят, чтобы это произошло". Но есть и те, кто противодействует этим сценариям. "Я лично сделаю все, чтобы этого не случилось", - пообещал Сурков. Следовательно, "никакой революции у нас не будет". Происходившие в постсоветских странах "цветные" революции оратор назвал "играми внешних сил на территории этих стран", проще говоря, переворотами, суть которых - в нелегитимной смене власти. Так что подлинными революциями эти события, по его мнению, не являются.
Участники медиафорума поинтересовались также мнением г-на Суркова о том, какой будет партийная система страны через один-два года. Кремлевский чиновник опроверг расхожий миф о выстраиваемой Кремлем двухпартийной системе, заявив, что крупных и "достаточно эффективных" партий, представляющих весь спектр общественных настроений, в стране в будущем будет несколько. Однако произойдет ли это через полтора-два года, Сурков сказать затруднился: "Если вы говорите о прогнозе на 2007 год - не знаю, гадать не люблю".
Позиции "Единой России", в то же время, тверды и незыблемы. "Какая сейчас самая популярная сила в России? "Единая Россия". Имеет ли она возможность сохранить свою силу? Имеет", - уверен Сурков. Для того, чтобы политическая партия могла динамично развиваться, она должна приспосабливаться к развитию ситуации в обществе. "Это зависит от того, сможет ли партия поддерживать свой уровень сложности на уровне сложности общества", а для этого нужна постоянная внутрипартийная дискуссия и более свободный обмен мнениями, добавил он. Что касается Совета Федерации, в ближайшее время порядок его формирования не изменится. Еще на стадии реорганизации Совфеда обсуждались различные схемы, в том числе и выборные, отметил Сурков. Но проводить выборы сенаторов напрямую - "это какое-то вольное толкование Конституции".
Говоря о проблеме ксенофобии, Сурков назвал ее комплексной и отметил, что "каким-либо одним способом" она не решается. "Государство одно с этим точно не справится, здесь нужно общее понимание всех людей, комплексный подход и деликатное отношение к этой теме наших политиков", - считает он. Спекуляции на этой теме недопустимы и могут "реально развалить страну". А вообще непонимание между "русскими и нерусскими", по словам замглавы кремлевской администрации, происходит "от плохого образования, невежества и коррупции". При динамичном развитии России проблем будет меньше, "эти проблемы не успеют нас нагнать". По его словам, дискуссия должна продолжаться до тех пор, "пока вещи, которые в ходе этой дискуссии обсуждаются, не станут приоритетными". "Ценность этой дискуссии в том, что она актуализировала взаимосвязанные личные и национальные свободы, порядок реализации этих свобод и ресурсное обеспечение этих свобод", - отметил Сурков.
Региональные журналисты интересовались и собственными правами, которые, по их мнению, сплошь и рядом ущемляются. В 1990-е свободы слова было больше, отмечали собравшиеся. Сурков с этой точкой зрения не согласился, заявив, что на самом деле плохо было раньше, а теперь - хорошо. "Я работал на ОРТ как раз в 90-е годы, и я очень хорошо знаю изнанку той свободы слова, о которой вы говорите. В 90-е годы была цензура. Это была коммерческая цензура. Во всех московских газетах за деньги публиковались статьи о чеченских бандитах. Мы не допустим повторения такой ситуации. Четвертая власть тогда была не менее коррумпирована, чем все остальные власти", - припомнил он. Сейчас же власть добивается баланса между порядком и свободой – "никакого ухудшения не произошло".
В то же время, кремлевский чиновник считает, что в России делается недостаточно для создания единого информационного пространства. "Есть и конкретные планы, и концепции" по созданию такого пространства, одним из которых является цифровое телевидение, но пока что эти задачи "решаются не очень эффективно". При этом Сурков высказался за расширение присутствия "в международном информационном поле": если "стране есть что сказать другим странам и ее образ жизни привлекателен для других", то такая информация обязательно будет востребована. "Будут слушать, даже если будем вещать через маленький передатчик", - подчеркнул Сурков.