|
Поиски раздавленного льдами судна велись при помощи подводного буксируемого гидролокатора и судового эхолота. После того как приборы обнаружили на дне нечто похожее на остов затонувшего корабля, к работе подключились водолазы. Дайверам пришлось пять раз погружаться на 50-метровую глубину, чтобы удостовериться: перед ними действительно "Челюскин".
В районе шлюпочной палубы подводникам удалось отделить два фрагмента судна и поднять их на поверхность. По мнению специалистов, это стойка ограждения с кольцами и скобкой и часть крепления осветительной либо вентиляционной системы. Кроме того, участники экспедиции впервые засняли останки судна на видео.
Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла будут отправлены в Копенгаген, в судостроительную компанию Burmeister & Wein, со стапелей которой 73 года назад сошел "Челюскин". По словам исследователей, проведенный там анализ и экспертиза позволят с полной уверенностью идентифицировать объект, обследованный экспедицией. Только после этого он будет признан археологическим, а его фрагменты станут музейными экспонатами.
Напомним, информация о том, что поиски парохода "Челюскин" якобы увенчались успехом, уже широко проходила в центральных СМИ в августе 2004 года. Однако через несколько дней после завершения экспедиции ее руководитель Алексей Михайлов заявил, что поиски не дали положительных результатов.
Для справки: Героическая эпопея спасения челюскинцев - одна из самых ярких страниц в истории России. Перед участниками похода стояла задача за одну навигацию пройти на "Челюскине" - пароходе неледокольного типа водоизмещением 7,5 тыс. т - из Мурманска во Владивосток по трассе Северного морского пути. За ходом экспедиции следила вся страна. Однако судьба повернула иначе: пройдя около 7 тыс. км, корабль вошел в Берингов пролив, дрейфующие льды зажали его и потащили обратно в Чукотское море.
"Челюскин" затонул 13 февраля 1934 г. между мысами Северный и Уэлен: 104 человека, в том числе десять женщин и два ребенка, сумели высадиться на льдину, где был разбит лагерь Шмидта. Семеро полярных летчиков, спасших экспедицию, первыми в стране получили звание Героев Советского Союза. Мужественные советские летчики в тяжелейших условиях сделали 24 рейса. Для многих поколений россиян подвиг полярников был и остается символом эпохи и несгибаемого русского характера.
С момента гибели парохода серьезных попыток изучить останки "Челюскина" не предпринималось. Единственный раз (в 1974 г.) аквалангисты попробовали опуститься на дно Чукотского моря, но подвело несовершенное на тот момент оборудование. Подробности этой экспедиции почти не сохранились.