|
Однако надеждам на то, что в Киеве попытаются найти адекватные подходы, способные погасить растущую межэтническую и межконфессиональную напряженность на полуострове, похоже, и на этот раз сбыться не суждено. Украинское политическое руководство, активно пытаясь проявить себя в последнее время в сомнительных внешнеполитических акциях, по-прежнему упорно проявляет полную неадекватность, когда речь идет о проблеме, способной взорвать и без того хрупкую внутриполитическую стабильность в этой стране.
Вопросы, связанные с образованием и языковой политикой на полуострове, обсуждались в ходе заседания в весьма специфическом ключе. По сообщению агентства "Росбалт", в ходе мероприятия подчеркивалось, что сегодня в Крыму действует более 600 школ, 93% которых - русскоязычные, однако при этом русскими являются около 50% населения автономии. Украинцев в Крыму 25%, в то же время в республике лишь семь украинских школ. У крымских татар, составляющих 15% населения, - 15 школ. Ющенко подчеркнул, что этот вопрос должен решаться, "бесспорно, с учетом пожеланий людей". "Я не хочу политизации этих вопросов. Я хочу, чтобы нас не обвиняли за то, что власть не обеспечила языковой доступ через соответствующие образовательные программы для детей разных национальностей", - заявил Ющенко. В следующем учебном году в государственном заказе будет предусмотрено около 2 тыс. мест в вузах для представителей национальных меньшинств Крыма.
Казалось бы, отрадно, что Ющенко собирается действовать с учетом "пожеланий людей". Представляется, однако, что украинский президент держит в уме пожелания весьма конкретных людей, представляющих крымско-татарский меджлис и националистические группировки, не скрывающие своих целей по "украинизации Крыма". Русские школы в Крыму, традиционное русскоязычие населения (не исключая и украинцев) уже давно не дают покоя наиболее ретивым "украинизаторам". В июне постоянный представитель украинского президента в Крыму Г. Москаль проговорился: "Потребностям времени отвечает, чтобы школы с украинском языком обучения посещали представители российской, крымскотатарской и других национальностей. Это отвечает духу строительства Украинского многоэтнического европейского государства". О необходимости форсированной украинизации говорилось и на прошедшем в августе всемирном форуме украинцев. И, похоже, в Киеве решили вплотную заняться этим вопросом. Однако имеющийся опыт, в том числе и так называемых "замороженных конфликтов", четко свидетельствует: внедрение чуждых местному населению культурных ценностей и идеологических установок не может вызвать никакой иной ответной реакции, кроме резко негативной.
На этом фоне нелепыми выглядят разговоры о необходимости стабилизации ситуации в Крыму, которые также велись на заседании украинского Совбеза. "Мы особенно отметили необходимость ведения политического диалога между представителями разных национальностей, - сказал Ющенко. - Я высоко ценю инициативы разных национальных меньшинств по стабилизации ситуации в Крыму, и не только на период курортного сезона. Мы действительно хотим видеть Крым стабильным".
Одновременно президент Украины, согласно сообщению издания "Коммерсант-Украина", высказался за удовлетворение земельных потребностей крымских татар. По словам Ющенко, земельный вопрос не решен, крымско-татарские поселки остаются без школ, без элементарных удобств, а деньги, выделенные центром на решение этих и других проблем, разворовываются на местах. Досталось руководству автономии также за то, что оно не провело в свое время инвентаризацию земли. Ссылки на коррупцию представляются малоубедительными – напомним, "оранжевые", лидером которых и является Ющенко, пришли к власти именно на антикоррупционных лозунгах. Никто не говорит о том, что это зло искоренимо в принципе, однако прошло уже достаточно времени, чтобы продемонстрировать хотя бы какие-то результаты. По информации же украинского "Коммерсанта" из секретариата самого президента, обвинения, связанные с несостоявшейся инвентаризацией земли, также не обоснованы из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Да и откуда ей быть – вспомним, чем занимались люди в Верховной раде Украины в течение нескольких месяцев перед назначением Януковича премьером…
Таким образом, вряд ли уместно полностью переводить стрелки на власти автономии. К тому же имеющаяся статистика не позволяет говорить об особой обделенности крымских татар землей. Так, по данным Республиканского комитета по земельным ресурсам Крыма, крымские татары уже получили 117% участков под строительство жилья от общего количества представителей этого этноса на полуострове. Из 1 млн 400 тыс. га земли, переданной крымчанам под ведение сельского хозяйства, строительство и обслуживание жилья, коммерческую деятельность и другие цели, крымские татары получили более 197 тыс. га (14%), что сопоставимо с долей, которую они составляют среди населения полуострова – около 12%. На обустройство репатриантов из госбюджета Украины и местных бюджетов за годы независимости было выделено около $600 миллионов. Однако, как известно, аппетиты возрастают во время еды.
Представители крымских татар довольны решениями, принятыми на заседании. "Президент заявил о том, что с этого момента он лично будет жестко контролировать выполнение всех указов, которые принимаются для решения крымской проблемы", — сообщил заместитель главы меджлиса Крыма, народный депутат Рефат Чубаров. Кроме этого, по его словам, было принято решение о создании комиссии, в которую войдет и глава меджлиса Крыма Мустафа Джемилев, который разработает программу по решению проблем крымско-татарского народа.
Однако мнением остального населения Крыма, и прежде всего русского, похоже, никто по-прежнему интересоваться не намерен. Подобная недальновидная политика удовлетворения одной части населения за счет остальных является далеко не только внутренним вопросом киевского руководства. Она представляет также откровенный вызов России, так как любая дестабилизация в Крыму способна тотчас же аукнуться в регионах российского Северного Кавказа. Кроме того, курс на фактическую ассимиляцию русского большинства может породить встречные требования о выходе Крыма из состава Украины, и Москве чем дальше, тем труднее будет не обращать на это внимание и не артикулировать четко свою позицию, особенно после того, как она де-факто признала итоги приднестровского референдума. Это может повлечь обвинения в нарушении поспешно заключенного российско-украинского договора 1997 г. и, несомненно, станет "моральным" оправданием для дальнейших провокаций против российской, в терминологии киевских властей, "пятой колонны" на полуострове.
Вряд ли целесообразно прятать голову в песок в надежде, что все рассосется. Очевидно, что не рассосется. Безусловно, необходимо и дальше работать с вменяемыми людьми в Киеве, разъясняя им, что на откровенно антироссийской линии Крым им точно не удержать. От политики "разделяй и властвуй" пора переходить к линии на достижение долгосрочного межэтнического и межконфессионального согласия на полуострове с учетом интересов всех народов, населяющих Крым. Однако этого может оказаться недостаточно. В случае продолжения провокаций, вспышек насилия против русского населения Крыма, массовых нарушений прав человека, Москва не остановится перед принятием всех необходимых мер для защиты соотечественников. Может быть, подобный месседж, доведенный по официальным и неофициальным каналам, заставит хотя бы некоторые "горячие головы" в Киеве призадуматься?