ФОТО: museum.ru |
Булатов благополучно окончил Художественный институт имени Сурикова в Москве, а в 1959 г. начал работать художником книги в издательстве "Детгиз". Несмотря на то что на пресс-конференции художник нелестно отозвался об этой стороне своей деятельности, сказав, что вынужден был оформлять детские книжки, вместо того чтобы заниматься "настоящим" искусством, иллюстрации Булатова прелестны. Красочные герои русских народных сказок, хрупкая Золушка и изящная Спящая красавица, "Кот в сапогах" с виньетками, стилизованными под средневековую рукопись, радовали не одно поколение советских детей. Между тем в душе добропорядочного советского художника кипели страсти. Под влиянием творчества Р.Фалька и В.Фаворского Булатова неотвратимо потянуло на модернизм.
Представленные на выставке картины 1950-х явно были созданы Булатовым под впечатлением от "квартирников" Фалька. Сам мастер считает эти вещи второстепенными и подражательными, однако их присутствие в экспозиции весьма важно: уровень этих работ заранее подготавливает нас к встрече с талантливым профессионалом, отвергая всякие подозрения в том, что, не обратись Булатов к актуальному "соцреализму", он не состоялся бы как художник.
Фото: museum.ru |
К концу 1960-х, перепробовав несколько направлений, художник выработал свой собственный, весьма самобытный и оригинальный поставангардный стиль, благодаря которому впоследствии он стал считаться одним из отцов-основателей российского соцарта. Социально-гротескный эффект его произведений строится на гармоничном синтезе натуралистичных пейзажей с крупными плакатными символами и транспарантными лозунгами. По словам художника, пространство пейзажа вступает в неизбежное столкновение с плоскостью букв на первом плане. Особенно если они написаны красным "запрещающим" цветом. Первоначально глаз зрителя способен распознавать только надписи, и лишь потом неожиданно "проваливается" в манящие ландшафты, притаившиеся позади. Наконец, все планы начинают взаимодействовать, символы расшифровываются, а слова обретают новый смысл.
Художник сам разработал концепцию своей выставки "Эрик Булатов. Вот." Поэтому экспозиция лишена четкой структуры, которую так любят выстраивать профессиональные кураторы. Отталкиваясь от своих внутренних ощущений, Булатов порой нарушает строгие хронологические рамки, но, безусловно, следует определенной логике собственного развития. А в октябре кураторы из Третьяковки обещают показать большой фильм-интервью, в котором мастер подробно расскажет о своем творческом методе.