В ином пространстве

Читать в полной версии →
Художник выработал свой собственный, весьма самобытный и оригинальный поставангардный стиль, благодаря которому впоследствии он стал считаться одним из отцов-основателей российского соцарта


ФОТО: museum.ru



Как известно, масштабные ретроспективные экспозиции являются неотъемлемой частью выставочной деятельности Государственной Третьяковской галереи. Обычно подобной чести удостаивается не просто классик русского искусства, а художник, нежно любимый народом, например, Илья Репин или Михаил Нестеров. Мощная ретроспективная выставка Эрика Булатова, открывшаяся в залах Третьяковки, может считаться первым масштабным проектом, посвященным одному из столпов искусства московского андеграунда. Выставка включает полторы сотни картин, рисунков и образцов книжной графики, собранных более чем из 10 крупнейших европейских и американских музеев, а также из частных коллекций. Впрочем, кураторы галереи уверяют, что им принадлежит только концепция замысла. Всю координацию проекта осуществил фонд "Екатерина" - тот самый, которому Москва обязана замечательной выставкой "Бубнового валета". Именно сотрудники фонда собрали и привезли произведения мастера, который последние семнадцать лет предпочитает жить и работать в Париже.

Булатов благополучно окончил Художественный институт имени Сурикова в Москве, а в 1959 г. начал работать художником книги в издательстве "Детгиз". Несмотря на то что на пресс-конференции художник нелестно отозвался об этой стороне своей деятельности, сказав, что вынужден был оформлять детские книжки, вместо того чтобы заниматься "настоящим" искусством, иллюстрации Булатова прелестны. Красочные герои русских народных сказок, хрупкая Золушка и изящная Спящая красавица, "Кот в сапогах" с виньетками, стилизованными под средневековую рукопись, радовали не одно поколение советских детей. Между тем в душе добропорядочного советского художника кипели страсти. Под влиянием творчества Р.Фалька и В.Фаворского Булатова неотвратимо потянуло на модернизм.

Представленные на выставке картины 1950-х явно были созданы Булатовым под впечатлением от "квартирников" Фалька. Сам мастер считает эти вещи второстепенными и подражательными, однако их присутствие в экспозиции весьма важно: уровень этих работ заранее подготавливает нас к встрече с талантливым профессионалом, отвергая всякие подозрения в том, что, не обратись Булатов к актуальному "соцреализму", он не состоялся бы как художник.


Фото: museum.ru

Но уже в начале следующего десятилетия вылепленные фальковские формы уходят на задний план, уступая место экспериментам с пространством и цветом. Беседы с Фаворским вплотную подвели молодого художника к теории о двойственной природе картины, которая существует не только как предмет, но и как самостоятельное пространство, неизбежно вступающее в сложные отношения с пространством реальным. После долгих поисков Эрик Булатов осознал, что главная его задача – создать модель "интерактивной" картины, представив зрителю возможность не просто тупо пялиться на произведение искусства, но ощутить себя в ином пространстве.

К концу 1960-х, перепробовав несколько направлений, художник выработал свой собственный, весьма самобытный и оригинальный поставангардный стиль, благодаря которому впоследствии он стал считаться одним из отцов-основателей российского соцарта. Социально-гротескный эффект его произведений строится на гармоничном синтезе натуралистичных пейзажей с крупными плакатными символами и транспарантными лозунгами. По словам художника, пространство пейзажа вступает в неизбежное столкновение с плоскостью букв на первом плане. Особенно если они написаны красным "запрещающим" цветом. Первоначально глаз зрителя способен распознавать только надписи, и лишь потом неожиданно "проваливается" в манящие ландшафты, притаившиеся позади. Наконец, все планы начинают взаимодействовать, символы расшифровываются, а слова обретают новый смысл.

Художник сам разработал концепцию своей выставки "Эрик Булатов. Вот." Поэтому экспозиция лишена четкой структуры, которую так любят выстраивать профессиональные кураторы. Отталкиваясь от своих внутренних ощущений, Булатов порой нарушает строгие хронологические рамки, но, безусловно, следует определенной логике собственного развития. А в октябре кураторы из Третьяковки обещают показать большой фильм-интервью, в котором мастер подробно расскажет о своем творческом методе.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей