|
Напомним, на данный момент на Украине существует так называемая антикризисная коалиция в составе Партии регионов, СПУ и КПУ. Рассматривается вопрос о присоединении к ней "Нашей Украины". Вчера руководитель информационного департамента "Нашей Украины" Татьяна Мокриди заявила о том, что коалиционный текст на две трети согласован – нерешенными остались вопросы агропромышленного комплекса и внешнеполитического курса, а также регламентная часть. Руководитель переговорной группы от "Нашей Украины" Анатолий Кинах ранее заявлял о том, что каких-либо различий в подходах между Партией регионов и "Нашей Украиной" нет, и созданию коалиции мешают лишь разногласия между НУ и КПУ, касающиеся государственного языка, земельной реформы и адресной социальной защиты.
Не в пользу нового формата говорит то, что от коммунистов нынешние участники "антикризисной" коалиции наверняка не откажутся. Да и идиллия между НУ и Януковичем кажется несколько преувеличенной. Например, по поводу НАТО премьер, ранее ссылавшийся на необходимость референдума, вчера высказался в том духе, что он только навредит, а результаты его и так предсказать несложно. Вообще позиция Януковича по НАТО, высказанная им в Брюсселе, вызвала крайнее раздражение "нашеукраинцев": после того как ее поддержала Рада, представители секретариата президента заявили о намерении Ющенко в ближайшее время расставить точки над i.
"Чего скрывать - попыток перетянуть одеяло от президента на премьера сегодня не видит только слепой, - считает народный депутат Геннадий Удовенко. - Последние заявления премьера свидетельствуют именно о том, что он хочет взять на себя ответственность за изменение внешнеполитического курса ". В ближайшее время президент инициирует заседание СНБО, на которое будет вынесен вопрос о порядке реализации президентом Украины конституционных полномочий относительно осуществления руководства в сфере внешней и оборонной политики. В соответствии со ст. 106 конституции Украины руководство внешнеполитической деятельностью государства осуществляет президент. "У главы государства есть достаточно правовых рычагов для того, чтобы обеспечить неизменность внешнего курса, и обязать все институты власти его реализовывать", - отметил, в свою очередь, глава администрации президента Виктор Балога.
О степени доверия между Януковичем и Ющенко свидетельствует и недавний скандал между секретариатами Кабмина Украины и президента, вызванный отказом премьера скрепить своей подписью несколько указов Ющенко. По мнению "нашеукраинца" Юрия Ключковского, такие действия Кабмина можно толковать "как предтечу госпереворота".
Не удивительно, что в таких условиях "Наша Украина" вовсю обсуждает планы перехода в оппозицию (на чем активно настаивает лидер БЮТ Юлия Тимошенко). О создании межфракционной парламентской оппозиции в составе членов фракции БЮТ и двух депутатов от СПУ было официально объявлено 22 сентября. Тимошенко не скрывает, что рассчитывает собрать не менее 150 народных депутатов, и ждет присоединения к ней членов фракции СПУ и "НУ". Пополнение оппозиционных рядов до указанных пределов дало бы им возможность влиять на принятие решений в парламенте и создать противовес правящей Партии регионов.
Как только "Наша Украина" определится, быть ли ей во власти или в оппозиции, в Украине будет создано "теневое" правительство, пообещала Тимошенко. (Партия регионов во втором случае грозится отобрать у НУ портфели министров). Впрочем, идею с "теневым" правительством многие считают бредовой. Как заявило ИА Regnum народный депутат Украины Тарас Черновол, эту идею Тимошенко вообще украла у Партии регионов: "В нашем законопроекте об оппозиции мы четко выписали необходимость существования "теневого" Кабмина, чтобы он имел организационное обеспечение и влиял, по крайней мере, как совещательная структура. Но сама Юлия Тимошенко предложила какой-то абсолютно неадекватный законопроект об оппозиции, в котором выписаны вещи, которые не вяжутся не то что с законодательством, но и с конституцией Украины. Например, Юлия Тимошенко требует, чтобы "теневое" правительство в кадровом обеспечении было таким же, как и реальный Кабмин. И чтобы в нем зарплаты были равны официальным зарплатам в официальном Кабмине. На это нужны сотни миллионов гривен. Это выглядит, по меньшей мере, некорректно". Кроме того, в законопроекте БЮТ оппозиция может тремя четвертями своего состава "запрещать" любые решения официального Кабинета министров Украины. "Это - абсурд, полное нарушение конституции и норм о распределении власти. Этого не может и не имеет права делать ни коалиция, ни даже президент", - отметил депутат.
В прогнозах о том, что ждет Украину в ближайшем будущем, политологи расходятся. Руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко считает, что конфликт между "нашеукраинцами" и коммунистами непреодолим, а потому вся фракция НУ как "единый политический субъект" к большинству, скорее всего, не примкнет. Возможно, часть НУ через какое-то промежуточное объединение будет неформально сотрудничать с большинством и принимать участие в голосовании в интересах правительственной коалиции, а другая часть уйдет под знамена Тимошенко.
Эту точку зрения разделяет президент Украинской Академии политических наук Николай Михальченко: по его словам, переформатирование антикризисной коалиции в Коалицию национального единства не состоится, поскольку в нее не вписываются коммунисты. Они вошли в антикризисную коалицию на соответствующих условиях, и в широкой коалиции удовлетворить их не смогут. "Это касается вопросов языка, вопросов европейской интеграции, вопросов отношения к России и так далее", - сказал он.
Кстати, по мнению Михальченко, затягивание переговоров свидетельствует о том, что на Украине может оказаться оппозиция не во главе с лидером БЮТ Юлией Тимошенко, а во главе с президентом Ющенко - "если команды Януковича и Ющенко смогут между собой договориться". В свою очередь, председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что в новом коалиционном соглашении заинтересована, прежде всего, "Наша Украина" - для того, чтобы хоть как-то оправдать свое пребывание в правительстве. Регионалам, в свою очередь, нужно участие "людей президента" во власти, "что даст им дополнительную легитимизацию и возможность ассимиляции этих самых "людей президента", а по возможности и самого президента", - отметил Доний.
Эксперт политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова Александр Литвиненко убежден в обратном: вхождение в широкую коалицию для НУ - начало политического конца. По мнению эксперта, прямой путь для нее - в оппозицию. Директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович считает, что новая коалиция, даже если и будет создана, вряд ли будет эффективной. По его мнению, правы те члены фракции НУ, которые не хотят входить в нее, поскольку им придется отступить от обязательств и обещаний, данных избирателям.
Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко не исключает если не полное, то частичное присоединение "Нашей Украины" к антикризисной коалиции – в противном случае возникнут серьезные политически-структурные противоречия, в частности, о статусе тех министров, которые представляют в правительстве не только президента, но и фракцию НУ.
Общественное мнение по поводу переформатирования антикризисной коалиции в Коалицию национального единства с участием НУ разделилось поровну: по данным Украинского института социальных исследований им. А.Яременко, поддерживает эту коалицию 41% избирателей, не поддерживает - 38%. Среди опрошенных сторонников Партии регионов коалицию одобряет 67%. Такой же точки зрения придерживается 53% сторонников "Нашей Украины". Более показательны другие цифры: 27% избирателей за полгода разочаровались в тех политических силах, за которые они голосовали в марте 2006 года. Для сравнения, в апреле в 2006 г. этот показатель составлял 12%. Кстати, если бы в Украине состоялись повторные выборы, "Наша Украина" получила бы значительно меньшую поддержку - 6%. Уровень поддержки БЮТ снизился до 17%, СПУ - до 3,3%.