Их поменяли местами

Читать в полной версии →
Ремейк гонконгского боевика про двух людей, находящихся по разные стороны закона, в исполнении великого Скорсезе. Один из них – "крот" в полиции, другой – полицейский, внедренный в мафию

Отступники (The Departed), США, 2006
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Джек Николсон, Мэтт Деймон, Мартин Шин, Марк Уолберг




В сентябре в российский прокат вышел неудачный нуар от италоамериканского классика-шестидесятника Брайана Де Пальмы, а уже октябрьский репертуар гордо предлагает фильм другого режиссера-кинокритика-макаронника – великого Мартина Скорсезе. Он выступил в ледяном жанре полицейского триллера, второй раз в своем масштабном творчестве по-киномански обратившись к заинтересовавшим его чужим историям и срежиссировав ремейк. В "Мысе страха" (Cape Fear) 1991 г. – новой версии одноименного триллера о маньяке по знаменитому фильму 1962 г. режиссера Джей Ли Томпсона - Мартин работал со своим постоянным и главным актером-талисманом, половинкой авторского дуэта золотых семидесятых Робертом Де Ниро.

В "Отступниках" (The Departed), вышедших в наш кинопрокат практически синхронно с США, одну из трех главных мужских ролей играет Леонардо Ди Каприо. Это третий после "Банд Нью-Йорка" и "Авиатора" совместный опыт молодой дорогой суперзвезды и маститого режиссера, ставший уже знаковым. Впрочем, никакого соло в фильме и не ощущается. В кадре работает трио, где двух молодых звезд – Ди Каприо и Мэта Дэймона - страхует скалящийся седовласый трехоскаровский монстр Джек Николсон. И, собственно, его роль и становится ключом в отношении к картине в целом.

В основе сценария модного Уильяма Монахана лежит изощренный гонконгский полицейский триллер 2002 г., вышедший у нас вместе с двумя собственными сиквелами лишь на DVD и названный "Двойная рокировка". А суть всей бесконечной истории в том, что в полиции, в отделе расследований работает выкормыш мафии. А в мафиозный клан внедрен полицейский спецагент. Многоступенчатый сюжет выводит обе солидные организации к пониманию, что в их сплоченных рядах имеется "вонючая крыса", а поиск этого мерзкого "грызуна" запутывает и выворачивает историю до невозможности, создавая волнующее напряжение в рядах зрителей.

К слову, гонконгский фильмец был куплен ушлым американцем русского происхождения и для проката, и для создания американской версии сразу после первого же просмотра. Для европеоидного глаза китайский оригинал не только запутывается в сценарном лабиринте, но и визуально теряется в идентификации азиатских лиц (да еще все полицейские мегаполиса одеты в одинаковые темные гражданские костюмы). Кто-что-кого при таком просмотре понять просто невозможно. В воспоминаниях же остаются не только бесконечные круговые извороты сюжета, а некоторые волнующие сцены.

Мудрый Скорсезе, конечно, не оставил эти сцены забытыми. Но фильм мастера вобрал в себя много дополнительных элементов. Мастерство актерского ансамбля второго плана – интеллигентный Мартин Шин, хулиганский профессионал Марк Уолберг, матерый и брутальный Рэй Уинстон, сексуальная Вера Фармига в брючных костюмах, растолстевший донельзя и вечно в чем-то перемазанный Алек Болдуин (парадоксально похожий на Бориса Ельцина в последние годы его президентства) - придало фильму объема.

Скорсезе переместил все действие в кирпичный Бостон, где под звуки волынки конкурируют итальянский и ирландский кланы, но ирландским кланом почему-то рулит человек с итальянской фамилией Костелло (Николсон). Фильм хорош. Для любителей смачного жанра полицейского триллера – мощное драматическое переживание. К актерам (ну, может быть, за исключением Ди Каприо) и их персонажам-перевертышам претензий не возникает.

Режиссура, естественно, мастерская. Для впитывающего зрителя - мощное удовольствие. Но! Мы быстро забываем, что смотрим фильм самого Скорсезе. Мы вообще не помним, что его снимает Михаэль Балльхаус (Майкл Боллхауз), великий оператор Фассбиндера-Вендерса-Скорсезе. Мы сталкиваемся с удачным, живым и интересным развлекательным кинематографом. И для просвещенного глаза становится это понятно очень быстро, с первого появления виртуозного Джека Николсона, который весь фильм откровенно комикует, создавая полный эффект комедии в каждой сцене со своим участием, на фоне очень жестких мужских кровавых разборок. Впрочем, с Николсоном связан главный и эмблематический эпизод в опере, где он с двумя любведоступными разноцветными подружками как Мефистофель наблюдает перипетии фаустовского сюжета на сцене. Эпизод в красных скорсезевских тонах времен "Злых улиц". И это все.

В итоге зрителю предлагается качественный, коммерческий, жанровый, развлекательный кинопродукт с интересными актерскими работами, лишенный какой-либо сверхзадачи, предполагаемой вроде у режиссера такого уровня. Таковой нет. И это становится уже правилом для американских режиссеров, создавших в 1960-е – 1970-е целый кинематограф. На смену их "золотому веку" пришли мастерский режиссерский автопилот и откровенная авторская усталость.

В прокате с 5 октября

Антон МАЗУРОВ |
Выбор читателей