|
У московского правительства стало доброй традицией каждый сезон преподносить нам что-нибудь новенькое из арсенала борьбы со снегом и гололедом. Год 2004-й ознаменовался победой над древнейшими зимними врагами обуви, автомашин и домашних животных – технической солью и песком. Волевым усилием властей олицетворение принципа "дешево и сердито" было отправлено на свалку истории. На смену соли пришли химические реагенты на основе хлористого кальция. Власти города уверяли, что они безвредны. По ощущениям, реагенты действительно оказались менее вредными, чем техническая соль, но все же не такими безобидными, как хотелось бы. Например, деревья под домом автора этого текста начали чахнуть синхронно с использованием реагентов вместо соли и песка.
Зимой 2006-2007 нас ожидают антигололедные нововведения. Во-первых, московские власти клятвенно обещают заканчивать все снегоочистительные и противогололедные работы, хоть на автостраде, хоть во дворе, к 7 часам Yтра. А если снегопад начнется в 8 Yтра, будут работать, что называется, по факту. Во-вторых, снег необходимо будет не только собрать, но и быстро утилизировать. Мы уже писали о пятиметровых кучах грязного снега, грозивших минувшей весной затопить столицу. Для эффективной снегоплавильной работы на улицах Москвы впервые появятся мобильные снеготаялки, или, как они официально называются, "передвижные средства для переработки снега". Столичное правительство выписало это чудо в количестве трех штук аж из Канады. Сейчас снеготаялки проходят процесс оформления. Они будут способные переплавлять соответственно 20, 60 и 80 т снега за час. Коммунальщики говорят, что это довольно много. Конечно, все проблемы три таялки на колесах не решат. Поэтому к сезону готовятся и московские снегоплавильные пункты. Остается надеяться, что машины со снегом до них все же доедут, а не станут сваливать груз куда-нибудь в Яузу, как иногда бывало раньше.
Ну а главной новацией станет отказ от обработки противогололедными реагентами тротуаров и пешеходных дорожек. Вместо химии нам под ноги ляжет экологически безопасный щебень и гранит. Кусочки щебня диаметром 2-5 мм и гранитная крошка, по идее, не должны причинять никаких неудобств ни жителям, ни машинам. Правда, по официальной информации, график поставок противогололедных материалов в столицу был сорван. Но коммунальные службы уверяют, что к 23 октября запас реагентов составит четверть от всех зимних потребностей. И волноваться, вроде бы, нечего.
К сожалению, с нашим климатом москвичи все же обречены на химическую войну со снегом и льдом. Руководитель пресс-службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Марина Орлова справедливо замечает, что ни один город-миллионник, где выпадает снег, не обходится без реагентов. "Все реагенты проходят тщательнейший контроль со стороны экологических организаций, – рассказывает Орлова. – В этот сезон мы собираемся использовать вещества только отечественного производства: из-за дешевизны и для поддержки отечественного производителя".
Марина Орлова раскрыла и идеологический аспект процесса борьбы с гололедом на дорогах. Важнейшей функцией здесь признается профилактика "эффекта прибивания" снега колесами. Реагенты на дорогах в первую очередь призваны бороться с "прибиванием".
А как же все-таки обстоят дела с экологическими последствиями применения реагентов, поинтересовались мы. Оказалось, что проблема экологии московских почв не ускользает от внимания департамента. Так, анализ почвенного покрова после долгого применения технической соли показывал серьезное засоление. Химические реагенты последних лет содержали в себе соединения, выводящее соль. Теперь же стоит задача вывода из земли уже этих веществ. "Надо поддерживать естественный баланс химического состава почвы", – говорит руководитель пресс-службы.
Впрочем, Москва как всегда – не показатель для России. Даже наоборот, исключение из правил. Стоит вам отъехать даже в ближайшее Подмосковье, как старые "добрые" друзья: техническая соль и песок – вновь встречают вас коричнево-желтой кашей на дороге.