|
Иордания, самое слабое государство в блоке, опасается иранского влияния, особенно – взятия под крыло Тегерана суннитских исламистов. Турции не нужен непредсказуемый сосед, из-за которого она может стать плацдармом для американского вторжения в Иран. Кроме того, Тегеран может торпедировать сближение Анкары и Баку. Египет – давний политический соперник ИРИ. Суннитская Саудовская Аравия враждует с шиитским Ираном в рамках противостояния двух религиозных направлений. При этом все суннитские страны известны своими тесными связями с Западом.
По данным дипломатов, инициировал создание "альянса пяти" иорданский монарх Абдалла II. Якобы именно он стоял за налаживанием контактов израильского руководства с саудитами, причем все контакты осуществлялись при прикрытии иорданских и саудовских спецслужб. Абдалла II отрядил главу иорданской службы общей безопасности Мааруфа аль-Бакхита, бывшего посла Иордании в Израиле, к своему коронованному саудовскому тезке в Эр-Рияд. Тот, в свою очередь, посоветовался с принцем Бандаром – бывшим послом в США, а ныне генсеком Совета национальной безопасности страны, и принцем Мокрином бин Абдулазизом – главой службы безопасности королевства. Принц Бандар, прозванный за близкую дружбу с президентом США "Бандар Буш", обсудил все с представителями Вашингтона и получил их "благословение". Глава саудовского МИД принц Сауд аль Фейсал порекомендовал привлечь к контактам Турцию. Король согласился, и после телефонной беседы с Реджепом Тайпом Эрдоганом в Эр-Рияд для встречи с принцами Бандаром и Мокрином прибыли представители турецкой разведки Milli Istihbarat Teskilati. Египтяне, которые узнали об этом по своим каналам, не остались в стороне – в столицу Саудовской Аравии пожаловал шеф египетской разведки Омар Сулейман Рифаи. Он приезжал дважды: сначала чтобы обсудить, а позже – чтобы озвучить "добро" Хосни Мубарака на подключение к союзу израильтян.
По данным турецких источников, во дворце иорданского монарха в Акабе 18 сентября встретились принц Бандар и глава МОССАД Меир Даган. Дагана сопровождали несколько приближенных израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта. Бандар приехал с тремя главами спецслужб, с иорданской стороны присутствовали король Абдалла II и генерал Аль Бакхит. Меир Даган, который, по словам местных источников, вел встречу, поделился с суннитскими коллегами как данными об иранской атомной программе, так и информацией, полученной израильской армией в ходе взятия бункеров "Хезболлы" в южном Ливане. Особое внимание было уделено проекту Тегерана по экспансии "шиитской революции" в страны – "пособницы Большого дьявола". Иорданский монарх поддержал Дагана, добавив, что ему известно об иранской программе экспансии, и подчеркнув, что ХАМАС уже стал орудием Тегерана. При этом он совместно с принцем Бандаром призвал израильтян спасти ФАТХ, как "вменяемый элемент в палестинском руководстве".
Король отметил необходимость создания альянса для обмена разведданными о действиях Ирана в регионе и предложил назначить следующую встречу, пригласив на нее турецких и египетских официальных лиц и представителей спецслужб. Пока не известно, состоялась ли уже или состоится такого рода встреча, однако проведение саммита спецслужбистов в Акабе указывает на то, что иранские действия в регионе представляют собой угрозу не только Израилю и США, но и арабским суннитским странам и вызывают их активное противодействие.