|
Корень проблемы лежит в решении Кишинева, принятом еще в марте этого года, когда молдавские власти при поддержке Киева ввели таможенные ограничения, согласно которым пересекать приднестровско-украинскую границу разрешалось только составам, получившим специальный документ в соответствующем ведомстве в столице Молдавии. Приднестровье было возмущено таким "самоуправством", назвав его экономической блокадой, и исполнять приказ отказалось.
Получив такой ответ, чиновники в Кишиневе с Тирасполем церемониться не стали и пустили грузовые и пассажирские поезда в объезд, воспользовавшись украинским пропускным пунктом Могилев-Подольский. Все, что они получили от этого решения, – огромные очереди на границе и убытки, которые несли как Молдавия, так и Россия с Украиной. Но схема тем не менее продолжала работать до осени.
В сентябре же палку в колеса молдавских транспортников подсунул тот, от кого этого меньше всего ждали: Киев заявил о ремонте моста в районе Могилев-Подольского. О дальнейшем использовании этого перегона речи быть не могло. Поезда встали, сотни людей не могли покинуть Кишинев. Пришлось властям идти на уступки и разрешить следование через территорию ПМР составов с транзитными грузами. Пассажирским же поездам этот маршрут был заказан по причине, которую министр транспорта и дорожного хозяйства Молдовы Мирон Гагауз назвал "невозможностью обеспечить безопасность движения на этом участке, поскольку в регионе не присутствуют подразделения Молдавской железной дороги".
Основной сыр-бор разгорелся вокруг ставшего уже притчей во языцех поезда №47 "Москва – Кишинев". Как и остальным пассажирским составам, Молдавия из соображений безопасности запретила ему следовать через Приднестровье. В результате, путь, который раньше занимал 26 часов, сегодня растянулся почти на двое суток.
Российская сторона настаивает на том, чтобы вернуть поезду прежний маршрут, поскольку схема его движения нарушает работу РЖД на данном направлении. Однако молдавское Министерство транспорта устами Гагауза заявило недавно, что если Москва не прекратит давить, 47-й поезд вообще перестанет ходить. Эта капля, похоже, переполнила чашу терпения РЖД, и Якунин перешел в наступление, дав Кишиневу пять дней на то, чтобы самостоятельно справиться со своими проблемами и привести ситуацию с железнодорожным сообщением в домартовское состояние.