ФОТО: AP |
Однако благостные реляции и широкие улыбки переговаривающихся сторон никого не должны вводить в заблуждение. Подобно тому как две "заклятые подружки", демонстративно целуясь друг с другом при встрече, на самом деле терпеть друг друга не могут, Россия и Североатлантический альянс в целях соблюдения политеса делают вид, что все между ними хорошо, а сотрудничество динамично и поступательно развивается.
За неделю до нынешнего визита Схеффера в Москву завершились командно-штабные учения России и НАТО по противоракетной обороне – уже третьи по счету за последние несколько лет с тех пор, как Москва восстановила в 2001 г. в полном объеме отношения с НАТО. И все это время стороны мучаются, выдумывая все новые виртуальные механизмы взаимодействия. То ловят мифических террористов, то борются с наркомафией, то проводят учения по нейтрализации применения "грязной" бомбы, то патрулируют Средиземное море, то отражают неизвестно чьи ракеты (должно быть, северокорейские или иранские). Причем почти всегда делается это в режиме учений для штабистов и чиновников. Представляется, эффект от всех этих проводимых для галочки мероприятий близок к нулевому (если, конечно, не считать дорогостоящих командировок и прочих подобных затрат для их участников).
В реальности же имеется нечто совсем иное. Вряд ли кто-то может вспомнить фамилию хотя бы одного международного террориста или наркобарона, схваченного в результате совместных действий воинских подразделений или спецслужб России и НАТО. Трафик наркотиков из подконтрольного НАТО Афганистана увеличился на порядок. По данным международных организаций, приведенных в обстоятельном исследовании научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Игоря Хохлова, в 2001 г. (начало "контртеррористической операции") это было 185 т, в 2002 г. – уже 1900-2700 т, в 2003 г. – более 7 тыс. т, в 2004 г. – 12 тыс. тонн. Приблизительный прогноз на 2005 г. составлял более 15 тыс. тонн. Впечатляющие результаты, что и говорить...
Военные базы альянса получили постоянную прописку в Болгарии и Румынии, а в Брюсселе заявляют, что развертываемый в Чехии и Польше эшелон глобальной противоракетной обороны направлен... против угрозы ракетного нападения со стороны Ирана и Северной Кореи.
Что же касается реальной, а не мнимой террористической угрозы, то она никуда не делась. Одним из источников этой угрозы продолжает оставаться, в частности, территория Грузии – страны, стремящейся к сотрудничеству с НАТО и усиленно вооружаемой в последнее время некоторыми членами альянса. Этот вопрос также поднимался в ходе встреч представителей российского руководства с генсеком НАТО в Москве. Де Хооп Схеффер отделался примирительными заявлениями, однако в то же время призвал российские власти снять санкции в отношении Грузии. Представляется, что в Брюсселе лучше многих в Тбилиси понимают: в условиях политического конфликта с Москвой осуществить вступление Грузии в альянс будет довольно затруднительно. Ну а если конфликт будет худо-бедно погашен, то у сторонников дальнейшей экспансии альянса в направлении Закавказья (и ее формально-юридического закрепления) появится сильный аргумент.
Российские дипломаты, аккредитованные при натовской штаб-квартире в Брюсселе, неофициально признают, что военное планирование НАТО в определенной мере по-прежнему нацелено против России. Вполне понятно, что их коллеги, представляющие страны – члены альянса, никогда в этом не признаются. Наоборот, они будут заверять посещающих Брюссель российских политиков, экспертов и журналистов в своей вечной любви и искренней дружбе. Многие начинают им верить: вспомнить хотя бы заявление Константина Тоцкого о том, что "оставаться на позициях вражды с альянсом идет вразрез с интересами России". К сожалению, российский представитель в Брюсселе не уточнил, стоит ли Кремлю стремиться к дружбе с альянсом в тех случаях, когда такая "дружба" прямо противоречит интересам нашей страны?
Бескомпромиссная позиция альянса в наиболее чувствительных для Москвы вопросах не может не привести к значительным изменениям во внешней политике страны (включая как политико-дипломатическую, так и военную ее составляющую). Сергей Иванов уже заявил, что Москва будет вынуждена скорректировать свою военную политику из-за политической трансформации НАТО. Планы США по размещению сегмента противоракетной обороны в Восточной Европе не могут не повлечь изменений в российской стратегии. Расширение военной инфраструктуры НАТО в Прибалтике, Болгарии и Румынии может вынудить Москву пересмотреть свою политику в сфере военного строительства.
Вполне вероятно, что возможный ответ будет включать более активные действия по инициированию иных военно-политических союзов на евразийском пространстве. Некоторые из них уже функционируют в формате политических консультаций и согласования позиций, однако имеют несомненный потенциал роста (например, Шанхайская организация сотрудничества). Эффективно действует объединенная система ПВО СНГ, что продемонстрировали недавние учения в Белоруссии. В любом случае противостояние сохраняется. Более того – углубляется. И улыбки официальных лиц суть дела пока не меняют.