Лес распилили на три части

Читать в полной версии →
Противники принятия Лесного кодекса в существующей редакции считают, что его окончательное утверждение будет страшной ошибкой и может привести к массовому переделу лесного хозяйства




Вчера Госдума приняла во втором чтении проект Лесного кодекса: при необходимых 226 голосах в поддержку документа высказались 347 депутатов, против – 59. Предполагается ввести новый закон в действие с 1 января 2007 года. Концепция документа в первом чтении была принята еще полтора года назад. За истекшее время подготовлено огромное количество поправок, большая часть из которых была рекомендована к рассмотрению. Однако принята меньшая. В связи с этим, по мнению представителей лесного бизнеса, окончательное принятие законопроекта может привести к массовому переделу лесного хозяйства.

Напомним, что объектом лесных отношений по новому законодательству признан "земельный участок с произрастающими на нем лесонасаждениями". Земли лесного фонда будут находиться в собственности России, а федеральные власти уже будут сдавать их в аренду с предполагаемым сроком от 10 до 49 лет. Все ранее заключенные арендные отношения после принятия Лесного кодекса должны быть приведены в соответствие с новым законом. А проще говоря – переоформлены по новым правилам игры. Планируется еще и другая форма отношений – доверительное управление. Она возникает в тех случаях, когда не удалось сдать участок в аренду из-за малой привлекательности и низкой рентабельности. В основном права аренды и управления будут передаваться счастливому обладателю через аукцион.

Законопроект также вводит новую классификацию лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Согласно этой классификации, леса бывают защитными, эксплуатационными и резервными. Устанавливаются правовые режимы использования этих категорий лесов.

Казалось бы, Лесной кодекс – стандартный законодательный акт, регулирующий сферу лесного хозяйства и никакого отношения к политике не имеющий. Он гарантирует право граждан пользоваться лесом для сбора ягод и грибов, а также заготовки дров на зиму, извещает общественность председатель Думы Борис Грызлов. Однако Лесной кодекс вызвал огромный резонанс не только в среде экологов и лесопромышленников, но и среди общественных организаций и политиков.

Так, председатель комитета Российской торгово-промышленной палаты по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александр Беляков подчеркивает, что глобальное введение арендных отношений фактически подразумевает создание частных лесов, пусть и временно. Ведь, в любом случае аренду всегда можно продлить. Как говорится, были бы деньги. Именно такая подмена понятий "собственность" и "аренда" может привести к тому, что вопреки многочисленным обращениям общественных организаций к президенту Путин все же подпишет предлагаемый вариант кодекса. Напомним, что в процессе общения с российскими гражданами по прямой линии глава государства подчеркнул, что "не подпишет Лесной кодекс, если там будет содержаться положение о введении частной собственности". Однако именно частная собственность является основным движущим мотивом разработчиков документа из Министерства экономического развития и торговли, считают в ТПП.

А началось все с того, что Министерство природных ресурсов, на которое в мае 2000 г. были возложены функции Федеральной лесной службы России и Государственного комитета по охране окружающей среды, решило упростить систему территориального управления лесами, значительно сократив контролирующий аппарат, и превратить лесхозы в коммерческие предприятия. Конечной целью перемен должно было стать уменьшение государственных расходов на управление лесами за счет передачи части функций управления и распоряжения лесами регионам и частным компаниям. Однако, по данным Счетной палаты, Минприроды не только не потянуло реформирование отрасли, но и из рук вон плохо справлялось со своими непосредственными обязанностями.

Поэтому-то за дело, по поручению правительства, взялось Министерство экономического развития и торговли. Здесь решили не размениваться по мелочам и сразу же переписать действующий Лесной кодекс, так сказать, "с чистого листа". В результате на протяжении нескольких лет был подготовлен целый ряд официальных проектов кодекса. Принятый вчера Думой – последний.

Сегодня многие политики, общественники и предприниматели продолжают высказываться в том духе, что без создания лесной политики невозможно принимать Лесной кодекс, который является несистематизированной частью этого целого. "Лесным кодексом пытаются подменить понятие национальной лесной политики, которой у нас нет, – считает директор по развитию Архангельского ЦБК Наталья Пинягина. – А поскольку "лесными отношениями занимаются семь министерств, то и отраслевые программы у нас зачастую принимаются взаимоотрицающие друг друга". Новый Лесной кодекс, по мнению Пинягиной, решает чисто фискальные задачи, тогда как проблемы развития лесопромышленного комплекса страны так и остаются в забвении.

Однако эти мнения не были желанны для некоторых представителей власти. "По какой-то причине точка зрения экспертов лесопромышленных компаний, региональных органов власти, природоохранных организаций о необходимости доработать законопроект до председателя думского комитета по природным ресурсам Наталии Комаровой не доходила, – пожаловались в Лесной компании Международного социально-экологического союза. – В попытках продавить принятие нового Лесного кодекса любой ценой Комарова игнорировала даже мнение рабочей группы".

Политические партии также не наделили правом высказаться по существу в официальной обстановке. Так, коммунистам не дали возможности провести круглый стол о Лесном и Водном кодексах, запланированный фракцией КПРФ на 24 апреля 2006 г. в здании Госдумы. Просто-напросто участники не были допущены в зал проведения мероприятия. А глава комитета по регламенту и организации работы Думы Олег Ковалев обосновал свои действия тем, что "не может принять какого-либо решения в этом вопросе, поскольку вопрос политический".

По мнению экспертов, из-за отсутствия в кодексе определенности с системой управления лесным хозяйством в процессе лесопользования может возникнуть и множество злоупотреблений, включая ликвидацию экологических ограничений, экологической экспертизы и процедуры общественных обсуждений. Существует угроза массового перевода лесных земель в нелесные, с последующим использованием под застройку. Также возможен и массовый передел лесных ресурсов за счет введения заявительной процедуры при отпуске леса вместо разрешительной, что при слабости контроля повлечет за собой резкий рост нелегальных рубок.

Противники принятия Лесного кодекса в существующей редакции считают, что после его принятия может пострадать средний и малый бизнес, задействованный в лесной промышленности. Предоставление в пользование лесных участков только по результатам аукциона приведет к вынужденному закрытию многих действующих лесозаготовительных предприятий, что обернется безработицей, увеличением числа нелегальных случаев заготовки древесины и т.д. А вот будущие легальные заготовщики, скорее всего, вместо переработки древесины займутся, в первую очередь, сырьевым экспортом. На данный момент это более выгодный бизнес. Пошлины на ввоз деревоперерабатывающего оборудования достаточно высоки, а продажа непереработанной древесины приносит большие прибыли. Плюс ко всему данный вид товара более выгоден многим зарубежным странам, таким как Финляндия, Китай и другие.

Елена ФОМИНА |
Выбор читателей