Российские боевые машины побеждают на всех фронтах

Читать в полной версии →
Выставки и ярмарки вооружений становятся главными полями сражений в битве за рынки. В области военного авиастроения российские позиции традиционно сильны, чего не скажешь о гражданской технике


ФОТО: AP



В конце октября исследовательская служба Конгресса США (Congressional Research Service, CRS) опубликовала доклад, в котором утверждается о том, что в 2005 г. Россия продала в страны третьего мира вооружений и военной техники (ВиВТ) на сумму около $7 млрд, опередив по этому показателю даже американцев. Однако новость стала сенсацией всего на несколько дней. Российская сторона отказалась от приписываемого ей лидерства: первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Александр Денисов заявил о том, что приведенные в докладе цифры не соответствуют действительности. По его словам, в сфере продаж ВиВТ лидируют США ($12,3 млрд в 2005 г.), опережающие РФ, Великобританию и Францию вместе взятых. Наша страна в "скорректированном" списке занимает почетное второе место, благодаря активному проникновению на рынки вооружений, где ранее доминировали США и другие страны НАТО.

В последние годы битва за оружейные рынки находится в наиболее активной фазе, и главными полями ее сражений становятся выставки и ярмарки вооружений. Очередной ареной сражения стал завершившийся на прошлой неделе международный форум China International Aviation and Aerospace и авиасалон Airshow China 2006 в Чжухае, один из крупнейших в Азии. В этом году в Чжухае представляли свою продукцию более 50 российских предприятий и организаций, продемонстрировав неплохие амбиции в плане дальнейшего освоения азиатского рынка ВиВТ. Здесь российские позиции традиционно сильны, чего не скажешь о гражданской технике, однако обо всем по порядку. Итак, чем блеснул российский ВПК на последней выставке в Чжухае.

Авиационная холдинговая компания "Сухой" продемонстрировала новый одноместный многофункциональный истребитель Су-27СК. Среди предложений потенциальным заказчикам был также модернизированный Су-27СКМ, который по своим характеристикам соответствует самолету поколения "4+". Он имеет на борту высокоточное управляемое оружие, которым может поражать не только воздушные, но и наземные и морские цели. Уникальные летные качества самолетов семейства "Су" в небе над Чжухаем продемонстрировали асы всемирно известной пилотажной группы "Русские витязи".

Продукция российской самолетостроительной корпорации "МиГ" была представлена многофункциональным фронтовым истребителем МиГ-29СМТ и его модификациями, самолетом корабельного базирования МиГ-29К, истребителем-перехватчиком МиГ-31Э, а также учебно-тренировочным самолетом МиГ-АТ.

История вооруженных конфликтов в ряде стран Азии и Африки убедительно показала особую роль как боевой, так и военно-транспортной вертолетной техники в условиях высокогорных и пустынных районов. Поэтому значительное место в российской экспозиции занимают экспортные варианты вертолетов марки "Ми" и "Ка": боевые вертолеты Ми-28НЭ, Ка-50, Ка-50-2, многоцелевой вертолет Ка-60, транспортно-боевые вертолеты Ми-35, Ми-35П и Ми-35М, военно-транспортные вертолеты Ми-17В-5 и Ми-171Ш.

На стенде ФГУП "Рособоронэкспорт" были широко представлены средства ПВО – от ПЗРК "Игла" до ЗРС дальнего действия С-300. Среди экспонатов – ЗРК средней и малой дальности "БукМ2", "Тор-M1", "Печора-2М", "Тунгуска-М1", "Оса-АКМ".


Фото: AP

Что касается гражданской авиации, в этом году в Чжухае Россия продемонстрировала все отечественные самолеты, разработанные за последнее время: Ил-96-300, Ту-334, Ту-204С, Ту-204-300. Однако представленный на выставке довольно широкий ассортимент воздушной техники не затмил собою всех проблем, возникших в области сотрудничества России и Китая в сфере самолетостроения. Продолжается скандал с невыполнением контракта на поставку нашей страной китайским ВВС 34 военно-транспортных самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 на сумму $1,5 миллиарда. По неофициальным данным, российская сторона до сих пор не подтвердила вступление контракта в силу из-за того, что Ташкентское авиационное производственное объединение (ТАПО) не смогло гарантировать изготовление этих самолетов. Разрядить ситуацию в ходе авиасалона попробовал все тот же Александр Денисов, заявив о том, что контракт будет выполнен и это не подлежит обсуждению, признав, правда, наличие определенных проблем.

Второй, не менее серьезный скандал вокруг новых российских авиалайнеров разгорелся еще накануне салона, когда на представительном авиационном форуме "Крылья России-2006" в Москве финансовый директор ОАО "Ильюшин Финанс Ко" Николай Дадонов представил новую версию лайнера Ту-204 – самолет Ту-204СМ, призванный заменить "ветерана" – Ту-154. Предполагается, что новая модель лайнера составит конкуренцию среднемагистральным пассажирским самолетам Airbus-320, Airbus-321, а также Boeing-737. При этом стоимость российского самолета будет примерно на 30% ниже, чем у западных аналогов, и составит $39-44 миллиона. Однако, по словам Дадонова, для реализации этого проекта в течение 2007-2008 гг. необходима концентрация всех конструкторских ресурсов ОАО "Туполев" только на этой программе. Это, в свою очередь, означает прекращение строительства Ту-334 и осуществления других разработок туполевского КБ. При этом никто не дает гарантии, что родившийся в таких муках Ту-204СМ кто-то будет покупать. От Ту-204 уже начала отказываться российская авикомпания "Даль-авиа", начавшая переговоры по покупке американских самолетов. Потеряли интерес к очередной модификации Ту-204 – Ту-204-120СЕ – и китайцы. Контракт на поставку пяти таких самолетов был подписан еще в 2001 г., но до сих пор не выполнен. Стоит, правда, заметить, что китайские товарищи не сильно переживают по поводу невыполнения российской стороной этого контракта. В конце октября было подписано соглашение о поставках до 2012 г. в Китай 170 самолетов западноевропейской компании Airbus, включая 150 A320 и 20 новых лайнеров A350 XWB. Объем контракта оценивается в десятки миллиардов долларов, часть из которых могла бы достаться "Туполеву". Европейцы также построят в этой стране завод по лицензионной сборке лайнеров А-320. Предприятие вступит в строй в начале 2009 г., а уже через два года на нем будет строиться по четыре самолета в месяц.

Не отстают от Европы и США. Уже сегодня Китай принимает участие в производстве всех моделей самолетов Boeing; на более чем 4 тыс. американских лайнеров используются детали и узлы китайского производства. Кроме того, китайцы планируют производить комплектующие и осуществлять полную сборку 200 вертолетов типа S300C и S300CBI для американской вертолетной корпорации "Сикорский".

Интерес к Китаю со стороны европейских и американских авиастроителей вполне понятен. Гражданская авиация этой страны развивается колоссальными темпами и до 2025 г., согласно прогнозам западных экспертов, китайским авиакомпаниям понадобится почти 3 тыс. новых самолетов на сумму около $280 миллиардов. Россия при дележе этого пирога, как заявил на салоне генеральный директор компании "Туполев" Игорь Шевчук, может рассчитывать максимум на 10-15% китайского рынка магистральных грузовых и пассажирских самолетов в течение ближайших десяти лет.

Поможет ли восстановить пошатнувшиеся позиции создание Объединенной авиационной корпорации (ОАК), о которой очень много говорят в последнее время, не знает никто.

Валерий ПЕТРОВ |
Выбор читателей