|
Проблема для России традиционна: организация. Помните классика: "Земля у нас богата – порядка в ней лишь нет!" Применительно к российскому биатлону это означает отсутствие контрактов между спортсменами и федерацией – то есть, Союзом биатлонистов России (СБР), который уже много лет возглавляет 4-кратный олимпийский чемпион Александр Тихонов. 26 октября мужская команда в полном составе отказалась сниматься в экипировке нового генерального спонсора СБР, известной немецкой компании. Причина – отсутствие юридических отношений между спортсменами, тренерами, техническим персоналом и СБР. Тихонов, чей характер известен всему биатлонному миру, заявил, что в этом случае Россию на этапах Кубка мира будет представлять молодежная команда.
История началась еще летом, когда СБР поменял спонсора. Немецкая компания сменила российскую, но новый договор действителен лишь с 1 декабря. Спортсмены поинтересовались: а возможен ли трехсторонний договор между ними, СБР и спонсором? А могут ли они рассчитывать на личные рекламные контракты с другими спонсорами? Тихонов составлять и подписывать такие контракты отказался, а проекты договоров обещал представить позже. Но не представил, отчего и вышел скандал с обвинениями спортсменов в рвачестве, чего от Тихонова, прекрасно знающего спорт изнутри, мало кто ожидал. Спортсмены работать не против – они против незаконного, по их мнению, использования своих имен и лиц в рекламе нового спонсора, с которым у них никакого контракта нет.
Они сознательно пошли на риск отлучения от большого спорта, защищая свои права. И потому вопрос выглядит крайне серьезно: отлучить от сборной ведущих российских биатлонистов – значит фактически разрушить команду и сорвать сезон. В чем смысл амбиций СБР, честно говоря, непонятно. Чиновник – это серьезно, но спортсмен, ставший чиновником – это вдвойне страшная сила.
Между тем, по рассказам самих биатлонистов, у них при подготовке далеко не все было в порядке с финансированием. Не получали патронов, например, вкладывая в подготовку свои собственные деньги. Мелочь, а неприятно. Напомним, 25 декабря состоятся выборы президента и всего руководящего совета СБР. С чем подойдут к ним руководители российского биатлона? Вновь будут обвинять спортсменов во всех возможных преступлениях?
Спасибо, что хотя бы не обвинили в отступничестве и предательстве трех лидеров женской команды – Альбину Ахатову, Ольгу Зайцеву и Анну Богалий-Титовец. Они пропустят сезон, поскольку собираются рожать детей. Тем не менее, эти спортсменки присоединились к своим товарищам, которые опубликовали открытое письмо, обращенное к руководителям российского спорта и важнейших биатлонных регионов страны.
12 биатлонистов и 7 тренеров – "золотой фонд" российского биатлона. Кроме указанных будущих мам, тут представлены такие имена, как капитан сборной России Павел Ростовцев, Николай Круглов, Иван Черезов, Сергей Рожков, Максим Чудов, а также тренеры Владимир Аликин и Валерий Польховский. Письмо выглядит предельно корректным, а требования спортсменов и тренеров очевидны – оформление официальных отношений с СБР, причем не обязательно посредством трудового договора с оплатой своей работы.
"Мы хотим, чтобы в этих договорах были четко прописаны не только наши обязательства, но и обязательства по отношению к нам, которые берет на себя наша федерация – Союз биатлонистов России. Мы ожидаем, что в этих договорах будут предусмотрены социальные гарантии не только спортсменам основного состава национальной команды, но и тренерам, и всему персоналу – врачам, массажистам и сервисной группе, – а также спортсменам резерва (молодежной команды). Кроме того, мы считаем необходимым создание Комиссии спортсменов при Союзе биатлонистов России... Спортсмены имеют право выражать свое мнение относительно решений, принимаемых в сфере их интересов".
Что такого необычного и невозможного просят спортсмены? Отчего так уперся Тихонов, который сразу же решил баллотироваться на пост президента СБР, хотя ранее делать этого не собирался? Может быть, потому, что боится утратить самовластье, получив рядом с собой комиссию спортсменов? Или потому, что тут же услышал слова поддержки от президента ОКР Леонида Тягачева и главы Росспорта Вячеслава Фетисова? "Павел Ростовцев – замечательный спортсмен, но не олимпийский чемпион!" – заявил Тягачев, и ему должно быть очень стыдно за эти слова. Но он хотя бы просто чиновник. А Фетисову и Тихонову, как бывшим талантливым спортсменам, видимо, нынешние чиновничьи кресла важнее, чем человеческое отношение к тем, кто продолжает их дело и выступает за страну.
Хоть бы объяснили, что ли, во имя чего СБР отказывается оформить со спортсменами цивилизованные и совсем не обременительные отношения? Ведь опубликовал тот же СБР "Положение о премировании" спортсменов и тренеров в сезоне 2006/2007 года. Премии не Бог весть какие: на этапах Кубка мира биатлонисты получат $5 тыс. за первое место, $3 тыс. – за второе, $2 тыс. – за третье. Но за призовые места на чемпионате мира-2007, который пройдет в итальянском местечке Антхольц-Антерсельва, предусмотрены такие вознаграждения: $50 тыс. – за золото, $30 тыс. – за серебро, $15 тыс. – за бронзу. Предусмотрены премии и тренерам, и олимпийским чемпионам. Единственное условие получения премии – "выступление в спортивной форме с шевронами и наклейками спонсоров на специальном инвентаре, расположенными в определенном количестве в строго оговоренных договором местах". Ну и отлично – осталось лишь такой договор заключить. Времени осталось всего ничего – две недели...