|
Сотрудники Института биологических исследований Солка, находящегося в Калифорнии, сумели завершить дело, брошенное усталой матушкой-природой на полпути. На долю профессора Хуана Карлоса Исписуа Бельмонте достался несчастный цыпленок, который должен был появиться на свет только с одним крылом. Конечно, его конкретное личное горе было спровоцировано самими исследователями, аккуратно удалившими орган во имя прогресса, но такие нарушения развития встречаются сплошь и рядом, будучи вызванными целой чередой генных нарушений.
Цыплята – это, как известно, не ящерицы, умеющие выращивать себе новые хвосты взамен оторванных. Но ученых такая малость не остановила, и они решительно вторглись в сокровенные тайны эмбриологии, пытаясь вернуть птенцу недостающий орган. После того как смелая задумка увенчалась успехом, американские генетики надеются применить полученный опыт на всех без исключения позвоночных животных. В том числе и на человеке, разумеется.
Профессор Бельмонте считает теперь, что врожденная потребность к регенерации есть у всех представителей указанного класса, но она может быть задействована только в тот период времени, пока живое существо находится в материнской утробе. На более поздних этапах никакие "встряски", учиняемые генам, не заставят прорасти отсутствующие конечности. А пока еще идет процесс формирования, нет ничего невозможного. Калифорнийские исследователи установили, что за регенерацию органов у позвоночных отвечает некий генный комплекс Wnt, который в состоянии стимулировать восстановление отдельных частей тела. Таким образом, если искалеченному эмбриону ввести этот самый Wnt, то он через некоторое время снова станет как новенький. Что и проделали ученые, теперь по праву гордящиеся своим невероятным достижением.
Эксперименты будут продолжаться и дальше, однако перспектива уже очевидна: существуют гены, ответственные за возврат недостающих органов, кровеносных сосудов, костей, мышечной ткани, кожных покровов. Одним словом, скоро человеческое тело станет едва ли не полностью восстанавливаемым. Профессор Бельмонте отмечает, что способность к регенерации, возможно, имели в далеком прошлом многие живые существа, но в процессе эволюции по каким-то причинам ее утратили. Тем не менее ген, позволяющий производить замену, остался способен в определенных условиях полноценно функционировать. Раньше ученые полагали, что после формирования тканей у эмбриона любое повреждение на клеточном уровне компенсировалось наращиванием "шрамов", но уж никак не восстановлением.