Турция и Евросоюз вошли в клинч

Читать в полной версии →
Вопрос о начале переговоров по поводу принятия Турции в ЕС должен быть решен в первые дни декабря. Брюссель требует от Анкары выполнения поставленных условий, в противном случае грозя "серьезными последствиями"




Вопрос о начале переговоров по поводу принятия Турции в Евросоюз должен быть решен в первые дни декабря. Так считает премьер-министр председательствующей в ЕС Финляндии Матти Ванханен. В ходе встречи с европейскими парламентариями он напомнил, что "время заканчивается", и добавил, что решение по этому вопросу все равно принимать придется, каким бы неприятным оно ни оказалось. Анкара обязана до конца следующей недели обеспечить свободный доступ в свои гавани и аэропорты судам и самолетам из Республики Кипр. Ранее председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу пригрозил Турции серьезными последствиями в том случае, если это не будет сделано.

В последние недели как официальная Анкара, так и поддерживаемое ей марионеточное правительство Северного Кипра усиленно пытались противопоставить в вопросе вялотекущего кипрского урегулирования ООН и Европейский союз. Так, премьер-министр "Турецкой Республики Северный Кипр" Мехмет Али Талат полагает, что Евросоюз самочинно взял на себя прерогативы ООН и собирается наложить на Турцию несправедливые санкции. "Разумное решение может быть найдено только через ООН, – заявил Талат журналистам. – Мы призываем прекратить политику изоляции по отношению к туркам-киприотам, не требуя от них взамен никаких уступок грекам-киприотам".

Максималистские запросные позиции, равно как и апелляции ООН вполне понятны. В свое время на Кипре попытались реализовать так называемый план Аннана, который учитывал интересы турок-киприотов в значительно большей степени, нежели интересы официально признанной (греческой) Республики Кипр. Закономерным следствием стал очередной тупик в деле воссоединения острова, а горячие головы в Турции предлагают в последнее время убрать из названия самопровозглашенной "Турецкой Республики Северный Кипр" прилагательное "Северный" и тем самым сделать раскол практически непреодолимым.

Интересно, что ранее Анкара неоднократно призывала к себе в союзники по кипрскому вопросу Россию. Очевидно, там берут в расчет и политический вес нашей страны в качестве постоянного члена Совета безопасности ООН, и то, как проходит непростой диалог Москвы с европейцами, и значительно улучшившиеся за последнее время российско-турецкие отношения. В интервью РИА "Новости" политический обозреватель крупнейшей турецкой газеты "Сабах" Мухаррем Сарыкая утверждал: "Урегулирование кипрской проблемы в рамках ЕС абсолютно бесперспективно. Для ее решения необходимо участие ведущих держав мира, в первую очередь России, и только под эгидой ООН". Однако Москве вряд ли нужно обострять отношения с Брюсселем (а заодно и с традиционно дружественными Афинами и Никосией) еще и по этому вопросу.

К проблемам с официальным Брюсселем добавилось в последнее время резкое охлаждение в отношениях Турции с некоторыми ключевыми партнерами по НАТО. Несмотря на многочисленные попытки преодолеть противоречия с США, до конца этого сделать так и не удается. Что же касается Франции, здесь намечается самая настоящая торговая война. Формальным поводом послужили дебаты во французском парламенте по проблеме геноцида армян, однако на самом деле разногласий гораздо больше. И сейчас вполне вероятна ситуация, когда французские фирмы могут упустить некоторые выгодные контракты на поставку вооружений для интенсивно модернизируемой турецкой армии. Уже прозвучало мнение, что России необходимо воспользоваться этой ситуацией. "Турция прекратила военно-техническое сотрудничество со страной-членом НАТО, и освободившееся место может занять Россия. Тем более что вопрос о поставке в Турцию российских вооружений, в частности танков, уже прорабатывался", – заявил, например, в интервью газете "Время новостей" вице-президент Коллегии военных экспертов генерал-майор Александр Владимиров. Однако освободившуюся нишу на турецком оружейном рынке, скорее всего, постараются занять США и Германия, да и военная политика самой Турции свидетельствует о том, что там хотят как можно меньше зависеть от иностранных поставщиков вооружений и военной техники. Кроме того, надо четко просчитывать все возможные последствия подобных поставок, ведь проданное Турции российское оружие может использоваться в самых разных местах.

Вступление в ЕС, как и пребывание в НАТО, очевидно, не является для Анкары самоцелью, а видится лишь инструментом реализации собственных внешнеполитических амбиций. Особенно это стало очевидным с тех пор, как НАТО потеряло основной смысл своего существования – обеспечение безопасности входящих в него государств, а также отражение советской угрозы. По мнению многих европейских экспертов, вступление в Евросоюз Турции в перспективе способно парализовать, если не разрушить вовсе, эту и без того переживающую не лучшие времена организацию. Некоторые наблюдатели делают даже более радикальные предположения о том, что в более дальней перспективе НАТО может потерять Турцию.

В случае свертывания переговоров по вступлению в ЕС становится неизбежным дальнейший рост националистических настроений в турецком обществе, что может в перспективе привести к заметным изменениям внешнеполитического курса, усилению в нем экспансионистских тенденций, как это уже было в начале 1990-х годов. Это важно принимать в расчет и России, особенно если вспомнить, что многочисленные исламистские центры, возникшие на Северном Кавказе и в Поволжье после распада СССР, развивались, в том числе, и под патронатом соответствующих турецких структур.

Андрей АРЕШЕВ |
Выбор читателей