|
Перебежчик, который подозревал в своем отравлении бывших коллег из российских спецслужб, в последние часы перед смертью уже не мог говорить, но, по словам одного из близких друзей, до конца оставался в сознании. Рядом с ним в этот момент находились жена, 12-летний сын и отец, прилетевший во вторник из Москвы.
За два дня до смерти, почувствовав, что уже не встанет с постели, Литвиненко надиктовал некое заявление, а потом передал его своему адвокату. Сегодня Yтром Александр Гольдфарб, глава финансируемого Борисом Березовским Фонда гражданских свобод, огласил этот документ, в котором вина за произошедшее возлагается на российские власти и лично на президента России Владимира Путина.
"Вы, должно быть, преуспеете в стремлении заставить меня молчать, но это молчание дорого обойдется вам, - обращается Литвиненко к "человеку, ответственному за мое нынешнее состояние". - Вы показали себя именно таким не знающим жалости варваром, каким вас представляли ваши самые непримиримые критики". По словам диссидента, российский президент продемонстрировал тем самым "отсутствие уважения к жизни, свободе и ценностям цивилизованного мира" и теперь у "цивилизованных мужчин и женщин" (sic!) веры ему не будет.
По словам Гольдфарба, день похорон Литвиненко пока не определен: эксперты Скотленд-Ярда должны произвести сложные радиологические и химические анализы, на которые уйдет по крайней мере две недели.
Тем временем Леонид Невзлин пообещал способствовать всестороннему расследованию обстоятельств смерти Литвиненко. "Александр владел информацией о преступлениях, совершаемых при непосредственном участии российских властей, - заявил Невзлин. - Лишь недавно он передал мне и моим адвокатам документы, проливающие свет на важнейшие аспекты дела "ЮКОСа". Считая своим долгом, я передаю эти документы следственным органам Великобритании".
Между тем Москва категорически отвергает какую бы то ни было связь с произошедшим. "Любая смерть - это трагедия. Теперь дело британской полиции - разобраться в том, что произошло, - сказал представитель пресс-службы администрации президента России Дмитрий Песков. - Что касается обвинений в том, что Москва могла быть к этому причастна, - мы уже заявили, что это полная ерунда, и к этому добавить нечего".
"Я не могу комментировать роль Литвиненко в политической жизни России, поскольку, честно говоря, здесь не о чем говорить", - отметил Песков.