|
Рост цен на сигареты эксперты связывают с тем, что с 1 января 2007 г. вводится новый акцизный закон, предусматривающий установление фиксированной цены. Понятно, что производители не желают терять прибыли на этом законе, уже сейчас они стараются определить максимальную цену, которую потянет розница и потребитель.
Как сообщает сегодня "РБК daily", уже достоверно известно, что подняли цены Philip Morris и British American Tobacco (BAT). Кроме того, с 1 декабря, по сведениям газеты, компания Japan Tobacco International (JTI) поднимет отпускные цены. Компании "Gallaher Liggett-Ducat", "Imperial Tobacco" и "Altadis" на днях также провели корректировку цен.
"Да, мы недавно повысили отпускную цену на свою продукцию в связи с предстоящим повышением ставок акцизного налога на сигареты, а также в связи с текущей ситуацией на российском рынке сигарет, — заявил газете управляющий директор аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России и Белоруссии Лео МакЛохлин. Дистрибьюторы компании признали, что цены выросли на 7-15%.
Газета приводит слова советника управляющего директора группы компаний "БАТ Россия" Владимира Аксенова, который заверил, что компания повысила в среднем на рубль цены на большинство марок своих сигарет. Впрочем, г-н Аксенов уверяет: повышение никак не связано с изменением акцизного законодательства. "Повышение цен на сигареты происходит регулярно к концу года, ничего необычного здесь нет", - заявил он РБК daily.
Тем не менее все-таки изменение законодательства является основной причиной повышения цен. Со ссылкой на одну из крупных табачных компаний газета сообщает, что 20 декабря все участники рынка обязаны официально сообщить налоговым органам цены на продукцию, которые начнут действовать с Нового года. Цены эти будут считаться максимальными, дороже не смогут продать ни в магазине, ни в кафе, ни в ресторане. Понятно, что компании уже сейчас, пока есть время, стараются выйти на оптимальную цену. Слишком поднимать ее тоже опасно, поскольку спрос может упасть, а изменить что-либо будет поздно. Именно поэтому производители в настоящее время пытаются выйти на оптимальные цены.
Эксперты, которых опросила газета, подтверждают именно эту версию. "Сейчас все поднимут цены, чтобы был простор для маневра, - заявил "РБК daily" главный редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев. - Потому что табачникам пока не понятно, как новую систему примет розница, сколько надо будет оставлять дистрибьюторам".
Как уверяют руководители девяти табачных фабрик, контролирующих порядка 31% рынка и объединившихся для совместной борьбы с нововведением, смущает их вовсе не требование указывать розничную цену товара на пачке, а тот факт, что ограничение размера акциза устанавливается в рублях, а не в процентах от розничной цены, как в настоящее время. Так, на сигареты с фильтром устанавливается ставка в размере 95 руб. за 1 тыс. штук плюс 5% от максимальной розничной цены, но не менее 115 руб. за 1 тыс. штук. На сигареты без фильтра – 45 руб. за 1 тыс. штук плюс 5% от максимальной розничной цены, но не менее 65 руб. за 1 тыс. штук. Фактически это означает увеличение налоговой нагрузки на дешевые сигареты – доля акциза в их стоимости достигнет 40%, тогда как фискальное бремя для дорогого сегмента не только не возрастет, но, наоборот, даже снизится, и доля акциза здесь не будет превышать 10%.
"Будем развивать элитные сегменты и сегменты нишевых продуктов. Дешевые сигареты производить будем, но существенно меньше", – так недавно прогнозировал гендиректор ОАО "Погарская сигаретно-сигарная фабрика" Игорь Моисеев. В будущем же табачная продукция стоимостью до 8-10 руб. за пачку просто исчезнет как класс. Между тем в настоящее время на ее долю приходится около 44% российского рынка. И далеко не очевидно, что все эти потребители в случае отсутствия привычного курева переключатся на более дорогие сигареты. Скорее, следует ожидать роста контрафактного производства. На данный момент его доля занимает не более 1-2%, но при неблагоприятном исходе может вырасти до 10-12%, предупреждают эксперты.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за период с 1999 по 2005 гг. наблюдался рост потребительских цен в среднем на 14,7% (например, потребительские цены на молоко за это время выросли на 22,1%) в год, в то время как цены на сигареты росли лишь на 5,8% в год. Таким образом, отмечают в компании ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг", вот уже шесть лет подряд рост розничных цен на сигареты в России отстает от ежегодного уровня инфляции, несмотря на то, что ставки акциза пересматриваются из года в год. В то же время, цены на другие потребительские товары пересматриваются ежегодно на уровне, соответствующем или превышающем ежегодный уровень инфляции.