|
Между тем властное будущее конкретной "Другой России" весьма неопределенно и туманно. Другороссам пока не удалось заполучить в число своих сторонников ни одного политического тяжеловеса и ни одного из лидеров ныне действующих зарегистрированных партий. Сами партии, на которые рассчитывали организаторы нового оппозиционного фронта, к возможности поучаствовать в начинании отнеслись в свое время весьма прохладно. Представители различных легальных политических организаций участвовали в форумах "Другой России" наблюдателями, но их руководители от официального сотрудничества отреклись, причем подчас в самых резких формах. В ответ новоявленная оппозиция, фактическими руководителями которой являются Гарри Каспаров и Михаил Касьянов, развернула деятельность в регионах, порой даже заключая чуть ли не меморандумы о дружбе и сотрудничестве с провинциальными ячейками, к примеру, КПРФ. Коммунисты, проигнорировавшие установку товарища Зюганова "не целоваться", были остановлены окриком из Москвы, но процесс разложения компартии такие выходки только подстегнули. В общем, согласья нет нигде.
В том числе и в обществе по отношению к "Другой России", и в самой "Другой России", являющей собой содружество фигур разной степени маргинальности с точки зрения реалий сегодняшней политической жизни страны. В свое время общество было взбудоражено рассказами оппозиционеров о том, как их по указке из Кремля ссаживали с поездов, только чтобы не дать добраться на съезд новой организации. Мнения раскололись, причем даже среди тех, кого трудно причислить к большим поклонникам Кремля. Чего стоит хотя бы демарш вечного диссидента Валерии Новодворской, устроившей пикет с протестом против участия в съезде лидера коммунистов-сталинистов Виктора Анпилова.
Собственно, принцип объединения совершенно разных людей под одной крышей и отпугивает многих потенциальных сторонников "Другой России", недовольных попытками скрестить ужа и ежа. Коммунист Виктор Анпилов и национал-большевик Эдуард Лимонов, правозащитница Людмила Алексеева и бывший помощник президента Георгий Сатаров, шахматист Гарри Каспаров и экс-премьер Михаил Касьянов, экс-министр Ирина Хакамада и вечно независимый Владимир Рыжков – все они объединены, по большому счету, только одной идеей: "долой режим". Что будет после того, как "долой", – не знает никто. Похоже, и сами другороссы пока не задумываются над будущим, пытаясь лишь создать атмосферу единства там, где его не может быть по определению. Ну, в самом деле, где существуют рациональные точки соприкосновения сталиниста и правозащитника? Ответ: нигде. Все остальное – нагромождения от лукавого.
То Каспаров заявит, что Касьянов как единый кандидат – еще не факт; то Хакамада начнет рассуждать о своей приверженности к каллиграфии и назовет демократов микробами; то Сатаров выскажется в том ключе, что шансов у оппозиции очень мало. В очередной раз признаки неких тайных внутренних процессов проявились вчера. На совещании должна была присутствовать шестерка руководителей "Другой России", в которую входят Лимонов, Касьянов, Анпилов, Глазьев, Рыжков и Каспаров. Присутствовало всего трое. Не было, к примеру, Сергея Глазьева, который за всю историю мероприятий "Другой России" появился там лишь единожды, в самый первый день самого первого публичного действа. Однако его почему-то упорно продолжают считать одним из ее руководителей. Проигнорировал совещание и Владимир Рыжков, находящийся сейчас в Барнауле. Наверное, его держат там очень серьезные дела, иначе как объяснить отсутствие одной из ключевых фигур там, где обсуждается громкая публичная акция оппозиции – "Марш несогласных".
Сам марш, ставший вчера одним из пунктов повестки дня, московские власти запретили проводить 16 декабря на Васильевском спуске, мотивировав это тем, что там ремонт, да и вообще, заявленные 5 тыс. человек спровоцируют автомобильные пробки. Оппозиционерам предложено ограничиться двумя тысячами и переместиться на Болотную площадь. От политической подоплеки чиновники всячески открещиваются, но другороссы уверены в том, что указ получен из Кремля. Возможно, Кремль тут вовсе ни при чем, а свою роль сыграло в том числе и то, что заявку на марш подавал Александр Аверин, представитель Национал-большевистской партии*, известной своими громкими акциями протеста и неповиновения, часто находящимися, судя по результатам многочисленных судебных процессов, на грани и за гранью закона. НБП тесно связала свою судьбу с "Другой Россией", теперь вот фактически взяв на себя функции организатора коллективных мероприятий в ущерб своим собственным: о громких акциях национал-большевиков в последнее время слышно все реже. И, похоже, их пока не пугает информация, согласно которой Эдуарда Лимонова и Виктора Анпилова их новые друзья могут вообще в "Космос" не пустить, поскольку лидеры "Яблока" и СПС (тоже подписавшиеся на участие в мероприятии) не хотят ставить себя с ними на одну доску.
Свидетельств отсутствия полного согласия не только среди оппозиционеров вообще, но и среди участников "Другой России" – масса. Рыжков с Каспаровым, Хакамада с Рыжковым, Алексеева с Анпиловым – ладят друг с другом с натяжкой, возможно, помня какие-то взаимные распри и обиды, но особенно – не приемля идеологию соседа. И принципы составления анонсированного документа – ярчайший тому пример. Писавшийся путем применения коллективного разума, он несомненно отобразит попытки выведения гибрида, отвечающего интересам всех без исключения участников процесса. А такого не может быть по определению, уж слишком разные фигуры собрались под одним знаменем. Либо в проекте будут отсутствовать принципиальные положения, потенциально могущие вызвать склоку. Но тогда это уже не проект программы, а так, графомания.
Хватает у оппозиции и внешних врагов. Например, движение "Наши", известное в миру как "нашисты" и подконтрольное, как принято считать, Кремлю, планирует завтра отметить день рождения Михаила Касьянова путем вручения ему символического подарка в виде больших граблей. Существуют как минимум две версии о значении подношения. Первая гласит, что таким образом экс-премьеру будет предложено не наступать дважды на одни и те же грабли. Поклонники второй склоняются к мысли, что сей садовый инструмент должен подвинуть Михаила Михайловича удалиться на покой и разгребать листву на дачном участке.
Пока на горизонте маячат выборы, "Другая Россия" находится в спайке, поскольку ставки слишком велики. Однако после, вне зависимости от исхода голосования, перспектив у нее нет, похоже, никаких, потому что выяснение отношений из серии "кто в доме хозяин" неизбежно, а это еще никогда никого до добра не доводило. Все предпосылки к такому продолжению имеются, особенно учитывая отсутствие реальной перспективы заполучить голоса рядовых избирателей, среди которых число сторонников новой оппозиции, судя по всему, находится ниже нижнего предела статистической погрешности. А значит, нас вполне может ожидать шумный оппозиционный развод не только из-за главенства, но и из-за выяснения ответа на извечный риторический вопрос – "кто виноват?".
* Организация запрещена на территории РФ