Польша готова заглушить "крик отчаяния"

Читать в полной версии →
Президент Польши Лех Качиньский заявил прессе о готовности снять вето на переговоры России и ЕС, объявленное в ответ на российское эмбарго. Правда, в Еврокомиссии пока не склонны праздновать победу


ФОТО: АР



Напряженное состояние в российско-польских отношениях, спровоцированное ветеринарным запретом на поставки мяса из Польши в Россию и вето на переговоры между ней и ЕС, объявленное Варшавой в качестве ответной реакции, судя по всему, скоро начнет постепенно сглаживаться. Еврокомиссия, которая активно участвует в процессе урегулирования политико-экономических проблем между двумя государствами, рассмотрела очередной вариант представленного польской стороной компромиссного предложения по снятию вето.

На протяжении последних двух дней Матти Ванханен, премьер-министр Финляндии, которая председательствует в ЕС, вел весьма интенсивные переговоры с представителями польского правительства, чтобы добиться результата в самое ближайшее время. По итогам этих переговоров Ванханен, напомнив о заинтересованности Евросоюза в скорейшем возобновлении переговорного процесса между ним и Россией, имеющего целью заключить новое базовое соглашение о взаимном сотрудничестве, сообщил представителям СМИ о том, что Польша "пока не готова" отозвать вето. "Я не располагаю подобной информацией. Мы будем обсуждать этот вопрос", - сказал Ванханен.

Это высказывание прозвучало несколько странно на фоне заявления, практически одновременно сделанного польским президентом Лехом Качиньским в Брюсселе. Тот сказал, что Варшава "готова к компромиссу" по открытию переговоров между ЕС и Россией, которые должны быть посвящены новому соглашению о сотрудничестве. По словам польского лидера, правительство страны накануне, 14 декабря, представило главе Еврокомиссии приемлемые компромиссные предложения по снятию своего вето. Качиньский объяснил, что его беседа с Жозе Мануэлом Баррозу состоялась перед открытием саммита, но ни о каких подробностях этой встречи не рассказал, добавив только: "Польша готова на компромисс, но не может поступиться вопросами, в которых нам необходима европейская солидарность".

В то же время советник президента Польши Леха Качиньского Анджей Кравчик, комментируя встречу Качиньского и Баррозу, заявил: "Возможно, в скором времени удастся решить эту проблему, хотя я не могу уточнить, о каком сроке идет речь… Мы не хотим быть источником проблем в Европе. Для нас вето было криком отчаяния".

Со своей стороны, Жозе Мануэл Баррозу признал, что не видит необходимости в заключении между странами-участницами Евросоюза и Россией двусторонних договоров на поставки мяса. "Причин для введения эмбарго на поставки мяса из ЕС нет, и еще меньше причин для заключения на этот счет двухсторонних соглашений с третьими странами, - сказал глава Еврокомиссии на пресс-конференции в Брюсселе. - У нас в ЕС очень высокие стандарты ветеринарной защиты, я думаю - самые высокие в мире".

Это заявление связано с обнародованным накануне намерением Россельхознадзора заключить такого рода соглашения с рядом стран-членов ЕС (в частности, с Ирландией, Германией, Нидерландами, Италией, Данией и Литвой). Еврокомиссия уже выразила свою обеспокоенность по поводу возможности такого варианта развития событий. "Мы считаем, что этот вопрос лучше решать на европейском уровне. Нам следует придерживаться единого подхода", - сказал журналистам представитель Еврокомиссии Филипп Тод. В то же время пресс-служба Россельхознадзора заявила журналистам отечественных СМИ, что планируемые действия связаны исключительно с тем, что в будущем году к Евросоюзу должны присоединиться Румыния и Болгария, а импорт мяса из этих стран в Россию запрещен.

Напомним, что в конце прошлой недели глава польского внешнеполитического ведомства Анна Фотыга объявила о готовности Варшавы снять вето на переговоры России и ЕС в том случае, если Москва отменит эмбарго на ввоз польской свинины и овощей, введенное по санитарно-ветеринарным показаниям, и ратифицирует Энергетическую хартию в течение 50-дневного срока. Польское вето было наложено в ноябре, и с тех пор продолжается интенсивный процесс урегулирования создавшегося конфликта, в котором самое активное участие принимает Еврокомиссия.

Ирина КАЛУГИНА |
Выбор читателей