|
Вопрос о том, почему Бабурин так легко уступает позиции и руководство фракцией, остается открытым и сильно настораживает наблюдателей, полагающих, что "все это неспроста". Кстати, помимо Семигина, до недавнего времени числившегося независимым депутатом, в состав фракции вошли еще 4 парламентария – Геннадий Селезнев, Елена Драпеко, Святослав Насташевский и Юрий Савельев, передает "Росбалт". И, хотя на заседании фракции вопрос об объединении партий, представленных в депутатском объединении, не поднимался, Семигин не исключает, что такой вопрос "будет поднят".
Между тем, как ранее сообщало "Yтро", отдельные личности в кремлевской администрации планируют раскрутить на роль спойлера "Справедливой России" именно СЕПР (с которым неоднократно выражал желание объединиться Бабурин). По этой логике, теперь речь идет о возможном присоединении к ним "Патриотов России" и Партии возрождения России Селезнева, ранее заключивших соглашение об объединении с Народной партией Геннадия Гудкова, СДПР Владимира Кишенина и Партией социальной справедливости. Учитывая, что пятерка социал-демократов тоже обозначила в качестве своего главного противника "Справедливую Россию", присоединение отдельных членов ранее образованной коалиции к СЕПР представляется логичным и перспективным ходом: зачем изобретать велосипед, когда можно "присесть" на уже имеющийся.
Только вот в рядах пятерки это стремление, похоже, оценили далеко не все. Лидер СДПР Владимир Кишенин заявил "Yтру", что "есть уже два кремлевских проекта – "Единая Россия" и "Справедливая Россия", и третий проект – это нонсенс". "В результате ни одна из этих структур может не получить большинства голосов на выборах", – предположил Кишенин. Не исключив того, что демарш Семигина – "согласованная в Кремле ситуация", он отметил, что "тогда теряется смысл коалиции из пяти наших партий: если Семигин и Селезнев решили поучаствовать в новом партийном проекте с СЕПР и "Народной волей", остальные участники нашей "пятерки" – в частности, СДПР и Народная партия Гудкова – будут работать отдельно от них". Назвав "Народную волю" "отголоском национализма", лидер СДПР добавил, что Бабурина не любят в Социнтерне, и потому объединиться с нею СДПР (единственная российская партия, входящая в Социнтерн) "на сегодняшний день не может себе позволить". Во всяком случае, до тех пор, пока Бабурин не "отречется от своих националистических взглядов".
С другой стороны, каких-то конкретных претензий к СЕПР у лидера СДПР нет: "переговоры о создании коалиции и новой партии возможны, но без Бабурина". В целом же, добавил Кишенин, "все это странно: у наших пяти партий есть соглашение о сотрудничестве, если кто-то из лидеров вынашивает иные планы, он должен был бы поставить в известность своих партнеров".
Что примечательно: в то время как самостоятельная игра, устроенная Семигиным и Селезневым, настораживает их партнеров по коалиции, сама по себе возможность участия в структуре под патронажем Владислава Суркова – нисколько. "Все мы работаем на благо России, – отметил Кишенин. – Если работать для одной и той же цели, почему бы не работать с Кремлем? Сотрудничество с Сурковым – это вполне нормально, учитывая, что этот человек отвечает за межпартийную координацию, и ничего нашему с Владиславом Юрьевичем сотрудничеству не мешает".
Особенно помогло бы это сотрудничество самой СДПР, испытывающей в последнее время большие трудности. За перерегистрацию в партии продолжают биться, а буквально на днях предотвратили внутрипартийный переворот. По словам Кишенина, двое раскольников – лидер брянского регионального отделения Николай Руденок и его астраханский коллега Борис Шуварин – собирались свергнуть его с должности, а партию отдать "Справедливой России", "как сделал лидер Партии пенсионеров Зотов". Но план заговорщиков провалился, а их самих с позором выгнали из партии (руководить ею остался Кишенин).
Кстати, "Справедливая Россия" тоже не дремлет: в конце недели ее лидер создал сразу два информационных повода. Во-первых, отказался возглавить список СР в Санкт-Петербурге, как того и хотели местные депутаты-единороссы. Взамен Миронов призвал последовать его примеру и саму "Единую Россию", написав соответствующее открытое письмо ее лидеру Борису Грызлову. "Я заявляю о том, что не возглавлю список СР в Санкт-Петербурге. Я делаю это в ответ на принципиальную позицию губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, которая не стала играть в паровозы, демонстративно сказала: "Богу Богово, а кесарю кесарево, я занимаюсь городом и я не дурю петербуржцев, моих земляков". Я тоже не хочу дурить моих земляков и не буду возглавлять список, – рассказал Миронов. – Но в конце письма я призываю губернаторов 30 субъектов РФ сделать так же, не дурить головы людям, не возглавлять списки и не играть в паровозы, потому что никогда они не пойдут работать депутатами".
Отвечая на вопрос о прочих региональных списках СР, Миронов отметил, что его решение возглавлять или не возглавлять их будет зависеть от реакции на открытое письмо "товарищей единороссов": "если они последуют моему примеру, я отвечу адекватно. А если не последуют, я буду свободен в выборе". (К слову, "товарищи единороссы" прореагировали в тот же день: "любой гражданин России, в том числе губернатор, вправе участвовать в региональных выборах в качестве кандидата, возглавляющего тот или иной партийный список, – заявил вице-спикер Госдумы Олег Морозов. – В этом нет ничего порочного, это мировая практика").
Свои заявления Миронов сделал в перерыве YII международной конференции "Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития", где произошла еще одна неожиданность. Вслед за Мироновым на конференции выступил Сергей Глазьев, которого спикер СФ внимательно выслушал, а после два политика о чем-то долго и оживленно разговаривали. Напомним, ровно неделю назад Миронов не приехал на конференцию к Глазьеву, где спикера сильно ждали, что дало наблюдателям повод предположить: сотрудничеству Глазьева со "Справедливой Россией", скорее всего, не бывать.
Неожиданное появление на одном мероприятии с Глазьевым Сергей Миронов прокомментировал "Yтру" так: "Скажу честно, для меня участие Сергея Юрьевича в этой конференции было полной неожиданностью, хотя и приятной. Это случайность, но в России очень часто в случайностях есть закономерности. Мы с ним сейчас переговорили, у нас очень хорошие давние отношения, и на самом деле мы сотрудничаем. У него есть интересные идеи. Например, все, что он говорил об инновационной экономике, я разделяю абсолютно. В своем собственном выступлении я другими словами говорил о том же самом".
Сергей Глазьев, в свою очередь, заявил "Yтру" о том, что его сотрудничество со "Справедливой Россией" "по определению вытекает из того, что наша фракция аффилирована с СР. Соответственно, с Мироновым наша фракция постоянно взаимодействует, есть ряд общих планов по подготовке законодательных инициатив, в настоящее время идет работа над программой новой партии, которая, я уверен, воспримет значительную часть тех идей и предложений, с которыми блок "Родина" в свое время шел на выборы, и которые сейчас мы в обновленном виде обсуждаем на научных конференциях".
При этом Глазьев стоит на своем: "У меня нет планов входить в какую-либо политическую партию, я вижу свою задачу в том, чтобы обеспечить идеологические условия для объединения всех партий народно-патриотической ориентации". Он напомнил, что в прошлый понедельник был подготовлен Проект программы общенационального объединения народно-патриотических сил "Социальная справедливость и экономический рост". Программа, по определению Глазьева, является "модернизированной и обновленной" версией программы "Родины", "вобравшей в себя многие дополнительные предложения": "Мы создали идеологическую платформу для объединения всех народно-патриотических сил, и я надеюсь, что мы все-таки убедим наших коллег в необходимости объединения. Я не тешу себя иллюзиями, что мы их убедим объединиться, но в том, что это необходимо, думаю, они с нами, в конце концов, согласятся. Как и в каком виде этот процесс будет проходить, во многом будет зависеть от очередного тура региональных выборов, которые пройдут в марте".
Реакция Миронова на перспективу слияния в одну колонну с Зюгановым, Семигиным и прочими коллегами по левому флангу не известна: Глазьев признался, что "пока с Сергеем Михайловичем эти темы не обсуждал".