|
"Когда моя дочка сказала, что им задали перечитать самую страшную, на их взгляд, сцену из "Вия", а потом рассказать о своих впечатлениях, я была просто шокирована, - приводит "Московский комсомолец" слова Катиной мамы. - А когда класс писал сочинение о любимом персонаже из "Ночи перед Рождеством", большинство детей выбрали черта!" Не удивительно, ибо Гоголь справедливо отмечал как раз в этом произведении, что тому нет нужды искать черта, если он у него буквально за спиной.
Газета пишет, что подобную "экзотическую" программу предложили ученикам разработчики инновационной системы образования "Школа-2100". В качестве примера, "МК" приводит подборку литературных произведений, предназначенных для изучения как раз в шестых классах. В ней значатся уже названная "Ночь перед Рождеством", но это еще цветочки-лютики. Дальше называются: "Лесной царь" Гете, "Вий" того же Гоголя, "Орля" Мопассана, "Светлана" Жуковского, пушкинские "Бесы", "Вурдалак", "Утопленник"… Как утверждают возмущенные родители, их детям предлагается не только знакомиться с героями этих книг, но их просят именно анализировать, как нарастает чувство страха у главного героя. Или просто разобраться в причинах самоубийства очередного персонажа.
Дальше, по мере взросления учеников, им вместо довольно "тематических" сказок и стихов предложено уже – в седьмом классе – ознакомиться с текстом, озаглавленным "Синяя трава. Исповедь пятнадцатилетней наркоманки". Собственно, о чем там идет речь, понятно из названия.
Создатели хрестоматии, пишет "МК", ничего не видят страшного в том, что семиклассники будут знать о душераздирающих признаниях подсевшей на наркотики девочки. "Согласны, это произведение по-настоящему страшное, - заявили создатели инновационной программы, - однако, прочитав о мучениях героини, дети и близко не подойдут к наркотикам". Возникает законный вопрос: в других произведениях на наркотематику герои тоже не купаются в счастье и не гребут здоровье лопатой. Однако антинаркотические службы страны постоянно пытаются убрать эти книги с полок магазинов – предназначенные взрослым людям, между прочим.
"МК" приводит мнение заведующей кафедрой общей и специальной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга Галины Литвиновой. "Мы с коллегами внимательно изучили предложенный детям материал и сами были в ужасе. Вполне возможно, что эти произведения по отдельности и не представляют опасности, но в такой подборке они даже меня заставили поежиться", - сказала она. Г-жа Литвинова согласилась, что многие вышеперечисленные литературные произведения входят в Госстандарт, но ведь их не планировали давать школярам в таком концентрированном виде, они всегда в школьных программах были "разбавлены" мифами, сказками, лирикой, наконец.
…"Год после детства", хрестоматия для 6-го класса. Девочка Вера, которую мама поставила перед фактом окончания детства, приезжает. на каникулы к своей тете в довольно мистическое место. Каждый вечер добрая тетя по просьбе девочки рассказывает ей на ночь страшную сказку. Сказки эти "тетя" берет из школьной программы., все просто. Оформление книжки тоже достойное: черно-белое, с крестами, гробами и прочей атрибутикой. А пятиклассники уже готовятся к встрече с миром душевнобольных и наркоманов, изучая… Эдгара По.
Родители обратились к депутатам за помощью. Как сообщила в понедельник депутат Совета народных депутатов Камчатской области Ирина Андрюхина, результаты экспертизы в Министерстве образования РФ, проведенной по обращению камчатских родителей, гласят, что программа знакомит детей с национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики XVIII—XIX вв. в старших классах.
"Никакого отношения к “развитию суеверий и оккультизма” произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев травмирующего психологического воздействия их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было…" – цитирует "МК" выводы экспертов из Минобраза РФ.
Депутат заявила о том, что ее результаты экспертизы никак не устраивают. "Мы будем обращаться к депутатам Госдумы, и если наше Министерство считает, что все в порядке, то, я думаю, депутаты Госдумы отнесутся серьезно к этой проблеме", - пообещала Ирина Андрюхина. Родители тоже не собираются отступать и готовят новое обращение в соответствующие инстанции.
Между тем, создатели новой школьной программы, после изучения которой дети не спят по ночам, так формулируют ожидаемые результаты от обучения по программе "Школа 2100": "формирование у учащихся общих ориентиров и ценностей в образовательных областях; выявление и актуализация их способностей и потребностей; становление общей картины деятельности человека в мире; подготовка к самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности".
В принципе, есть вариант забрать ребенка из школы, где учат по "Школе 2100" и отдать в другую. Но классы на Камчатке переполнены, и потом, чем подвергать детей лишнему стрессу (переход в другое учебное заведение), не проще ли сменить программу?
Напомним, что "Yтро" еще в преддверии нового учебного года писало, что многие педагоги неоднократно обращали внимание властей на качество материала, представленного в школьных учебниках. Оно, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Да что там говорить – даже ученики порой замечают, что в школьной литературе нередко написана откровенная чушь. Как вам, к примеру, серия учебников тиражом в 200 тыс. экземпляров, где карта России изображена без Калининградской области и Курильских островов? А появившиеся на московских прилавках школьные тетради, на обложке которых поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был назван Юрием Михайловичем?
Вот и министр образования Андрей Фурсенко в ходе встречи с учителями Хабаровска был вынужден признать, что более 80% школьной литературы содержит фактические ошибки, не говоря уже о многочисленных нарушениях орфографических и грамматических правил русского языка. Иначе говоря, лишь каждый пятый учебник в России прошел экспертизу Министерства образования и науки.