|
Если в попытках изобразить видимость участия демократов в предстоящих думских выборах Кремль остановится на СПС, неожиданностью это не станет. О том, что выбор на демократическом фланге невелик, ранее заявлял "Yтру" и другой известный политолог Алексей Макаркин. "Сейчас идет много разных вариантов, предлагающих себя Кремлю: "Свободная Россия", "Новые правые". Другое дело, что на сегодняшний момент "новые правые" – это не более, чем тусовка, да и шансы "Свободной России" в целом можно расценивать очень сдержанно. В октябре "Свободная Россия" прошла в Новгородской области, но в условиях, когда там не было конкурентов – ни СПС, ни "Яблока", плюс на востребованности чего-то нового", – считает замдиректора Центра политических технологий. Впрочем, оценивая шансы СПС на безоблачное будущее, аналитики высказывались весьма скептически и указывали на ряд необходимых для этого факторов. Если СПС останется прежним, со старым брендом и стилистикой 2003 года, новый либеральный проект, скорее всего, провалится, утверждал тот же Макаркин.
Пока что ребрендинг СПС – если говорить о местных выборах – заключается в существенном дрейфе партийной программы прочь от либерализма: правые предлагают избирателю набор классических популистских лозунгов вроде увеличения пенсий, пособий и льгот малоимущим. Проще говоря, пытаются заманить электорат чужими "коврижками", поскольку продать собственные, видимо, уже не надеются. Кроме того, совершенно очевидно: высокий результат СПС в Перми, откуда родом лидер партии Никита Белых, вовсе не обязательно повторится в других регионах и, тем более, на федеральных выборах, на что искренне надеются правые.
Однако – и тут Бунин абсолютно прав – при наличии денег, эфира и грамотных кураторов российскому избирателю можно "впарить" что угодно, даже СПС. Тем более что избирателю подконтрольные Кремлю оппозиционеры гораздо ближе, чем "внесистемщики" вроде "Другой России", поскольку в целом к власти большинство россиян по-прежнему относится позитивно. Так что статус "официальной придворной оппозиции" в этом смысле пойдет правым только на пользу. Кстати, как показал последний опрос ВЦИОМ, люди по-прежнему не воспринимают оппозицию как инструмент решения проблем: нынешний рейтинг демократов колеблется все на той же отметке 1-2%.
Другой вопрос, как отнесутся к такой пертурбации сами партийцы и захотят ли они обслуживать власть так же, как их лидеры. Последние, к слову, на недавнем съезде "Другую Россию" ругали больше, чем "Единую" – что наглядно демонстрирует истинные установки партийных боссов.
В этой связи намерение Михаила Касьянова создать на основе РНДС собственную партию может прийтись весьма кстати: несогласные с политикой руководства СПС рядовые члены, нацеленные на реальную оппозиционную деятельность, вполне могут обратить свое внимание на новую структуру (именно так уже поступили бывшие лидеры СПС Ирина Хакамада и Иван Стариков). Сам Касьянов, кстати, утверждает, что около половины членов СПС и "Яблока" из регионов не поддерживают свое федеральное руководство и готовы вступить в более оппозиционную партию.
Однако вряд ли даже гипотетический массовый исход помешает "встраиванию" СПС в "кремлевский пул", если такая необходимость действительно возникнет. Как показывает практика, уж что-что, а раскручивать, казалось бы, абсолютно бесперспективные структуры "с нуля" в Кремле умеют. Возможно, именно по этой причине и не произошло широко анонсированного объединения СПС с "Яблоком" – последнее могло потребовать от союзников антипрезидентской риторики, которая сейчас им абсолютно ни к чему. По этой логике, нельзя исключить, что, назначая в свое время "главным объединителем" демократов Бориса Немцова, руководство СПС предусмотрительно готовилось именно к такому "провальному" сценарию. На последнем съезде правых Немцов даже не появился – похвастаться ему, судя по окончательному разводу СПС с "Яблоком", действительно нечем. Расчет изначально мог быть сделан именно на то, что под патронажем Бориса Ефимовича никого объединить, как обычно, не получится, зато в новую достойную жизнь – с новыми целями и задачами – СПС сможет вступить без каких-либо "отягчающих обстоятельств".