Иран отцентрифугировал резолюцию Совбеза

Читать в полной версии →
Совет Безопасности ООН единогласно принял новую резолюцию по иранскому мирному атому. России удалось отостоять проект Бушерской АЭС. Тегеран же в ответ объявил об установке дополнительных трех тысяч центрифуг


ФОТО: AP



Совместными усилиями мощнейших мировых держав иранский мирный атом заработал с новой силой: резолюция принята, санкции на подходе, а в это время Тегеран анонсирует монтаж трех тысяч центрифуг в добавление к уже работающим каскадам. У стороннего наблюдателя, находящегося где-то на полпути от Белого дома до ядерного объекта в иранском городе Натанце, может возникнуть ощущение, что Исламская Республика работает исключительно на резолюциях. Как только споры о "праве Ирана на мирный атом" утихают, утихает и прогресс иранской энергетики. Стоит Махмуду Ахмадинежаду или кому-нибудь из его ближайшего окружения высказаться по вопросам империалистического гнета, как тотчас всплывают подозрительные отчеты МАГАТЭ, следы боевого урана на химзаводах, и лишь только дело доходит до ядерной бомбы, скандал моментально перескакивает на уровень ООН, где, собственно, и отпечатываются резолюции, которые после длительных согласований с Россией и Китаем отправляются в иранскую топку ("Это недопустимо!", "Это неприемлемо!"). И атомная отрасль развивается дальше.

Новый проект резолюции по Ирану был принят единогласно. Сюжет такой. Руководство ИРИ обязано в кратчайшие сроки свернуть программу обогащения урана, прекратить все исследования в этой области, закрыть и заморозить военные проекты, связанные с разработкой оружия массового уничтожения. Отговорки типа "Наша программа носит мирный характер" на членов Совбеза уже не действуют и, кроме дипломатической оскомины, никакого эффекта не вызывают. Кроме того, Ирану запрещается импортировать или экспортировать материалы и технологии, имеющие отношение к любой из стадий ядерного цикла – будь то переработка сырья, обогащение урана, или же строительство реакторов на тяжелой воде. Резолюция также серьезно ограничивает оборонные контракты Ирана – в частности, налагает запрет на ввоз в страну систем транспортировки ракет.

При всем этом документ не предусматривает возможности силового решения проблемы, что, возможно было бы желательно – не из стратегических соображений, но из соображений престижа – для Соединенных Штатов, изначально требовавших для Ирана "жестких мер" и неоднократно репетировавших вторжение на различных "резиновых государствах" с кодовыми названиями, легко поддающимися расшифровке.

Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин комментирует продукт Собвеза следующим образом: "Резолюция является призывом к Ирану о необходимости более открытого и честного сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии, ориентированного на разрешение ряда вопросов и опасений относительно ядерной программы Тегерана".

Предельно ясно. России удалось добиться смягчения ряда требований, на которых настояли США, Великобритания, Франция и Германия: строительство Бушерской АЭС прервано не будет, участники ядерной программы – ученые и предприниматели, финансирующие мирный атом – сохранят право свободного въезда на территорию стран, входящих в Совет Безопасности. Здесь следует напомнить, что станция в Бушере строится под руководством российских инженеров.

Официальный Тегеран, как всегда, категоричен и краток: резолюция – "антииранская", если она будет принята, Иран вынужден будет пересмотреть свои отношения со странами Запада. Махмуд Ахмадинежад неизменно красноречив: "Это всего лишь клочок бумаги, которым они пытаются запугать иранцев, - говорит он. В интересах Запада - жить с ядерным Ираном". По мнению президента, резолюция не способна причинить вред республике, а когда производство ядерного топлива в ИРИ достигнет промышленных масштабов (что случится уже в феврале следующего года), "ее авторы... пожалеют о содеянном".

Николай МЕХ |
Выбор читателей