Будьте бдительны

Читать в полной версии →
В предупреждениях партнеров по борьбе с международным терроризмом, безусловно, присутствует элемент игры. О предполагаемых терактах не известно не только где и когда они случатся, но и кто их организует




В России снова говорят о возможности масштабных терактов. На сей раз предупреждения об атаках террористов поступили из-за рубежа – от наших партнеров по борьбе с международным терроризмом. Партнеры дали знать, что исламисты (других врагов у нас нет) готовят акции на транспорте.

В нынешних предупреждениях, безусловно, присутствует элемент игры. Ведь предупреждают те, кто одновременно собирает разведывательную информацию о нашей стране. Во время празднования Дня чекиста в конце прошлого года на Лубянке озвучили статистику, по которой западных шпионов раскрывают в России пачками. И это почти не является преувеличением...

Уже прорабатывается версия о том, что после длительного затишья международная террористическая сеть готовится развернуть на юге России "второй фронт". Однако в республиках Северного Кавказа хорошо организованного бандитского подполья, по официальной версии, ныне не существует. Только-только премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров с триумфом объявил, что закончена очередная амнистия, приручившая еще около 500 боевиков, бывших и настоящих. (И в самом деле, боевиков в республике сейчас практически не осталось, не считая кучки отморозков во главе с Доку Умаровым, – все устроены в милиции и других силовых структурах.) В Дагестане у бандподполья дела не сахар. Информационные каналы экстремистов говорят о "милицейском беспределе" в этой республике. Иной раз силовики в Дагестане работают на грани фола, выкуривая ваххабитов из их укрытий, во время спецопераций случаются пожары в жилых домах. Но действия правоохранителей стали более эффективны, не замечать этого не может разве что слепой. А "борцы за веру и независимость" сидят на голодном пайке после смерти координатора "Аль-Каэды" на Северном Кавказе Абу Хавса. Судя по всему, новая террористическая угроза, о которой нас любезно предупредили, имеет внешнее происхождение, и о предполагаемых терактах неизвестно не только где и когда, но и кто.

По мнению экспертов, самым уязвимым местом для проведения терактов на транспорте остается метрополитен. Об этом говорилось еще после взрыва в московском метро, случившегося три года назад. Утром 6 февраля 2004 г., в час пик, смертник привел в действие взрывное устройство в вагоне поезда на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Взрыв унес жизни 41 человека, около 250 получили ранения. Жертв могло быть гораздо больше, но ситуацию спас машинист, применивший экстренное торможение и сделавший все для эвакуации паниковавших пассажиров. Еще один взрыв в метро не состоялся 31 августа 2004 г. только потому, что не выдержали нервы у самой смертницы. Рвануло у вестибюля станции "Рижская". Этот теракт планировал лично Басаев и рассчитывал, что бомба сработает уже под землей – на эскалаторе или в вагоне. Смертницу ко входу в вестибюль вел один из организаторов взрывов – Николай Кипкеев. По одной из версий, террористку испугали милиционеры, осуществлявшие "фейс-контроль", и она привела механизм в действие раньше времени. Погибли смертница, ее куратор и 10 москвичей.

"Ситуация с охраной подземных коммуникаций мало изменилась по сравнению с тем, что было два или три года назад, – считает один из экспертов "Yтра", офицер правоохранительных структур. – После взрывов в самолетах пронести взрывчатку на борт стало гораздо сложнее, по крайней мере в Москве и других крупных городах. Это подтвердили и антитеррористические учения, регулярно проводимые спецслужбами". Подрыв поезда – довольно сложное в исполнении мероприятие. Остается метрополитен. "На платформах станций и в переходах увеличилось количество солдат-срочников из милицейских полков. Но трудно поверить, что они смогут предотвратить молниеносный теракт. Отследить террориста с помощью видеокамер, установленных в вестибюлях станций и на эскалаторах, при таком пассажиропотоке и качестве записи, невозможно, – считает собеседник "Yтра". – Борьба с такими проявлениями терроризма приносит эффект, если ведется на стадии подготовки теракта. Здесь на первый план выходит агентурная работа". Это дело спецслужб и милиции, а остальным гражданам остается повысить уровень бдительности и осторожности. Если вы заметили что-то подозрительное, сигнал в милицию или по телефонам доверия ФСБ лишним не будет. На память приходит слоган "Ваш звонок свяжет террористу руки". Но разве кто-то придумал что-нибудь новое?

Герман ПРОНИН |
Выбор читателей