|
Даже если бы Носырев не снял больше ничего, он уже вошел бы в историю. Но этот большой сказочник подарил нам "Волшебное кольцо" и мужичка, у которого "пинжак с карманами", рассказал про "Тигренка на подсолнухе" и задумчивого философа без порток по фамилии "Комаров"... Леонид Викторович работает без устали и сегодня – только что выпустил новую картину, преподает во ВГИК, ездит по стране с творческими встречами и фестивалями.
Леонид Носырев окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, учился у знаменитого художника Кудрявцева росписи деревянной игрушки. Он всегда любил крестьянское искусство, которое искусствоведы несколько опрометчиво называют примитивным. "Роспись обладает особой зрелищностью. Яркость цвета, отсутствие полутонов – в этом есть особая прелесть", – нередко говорит режиссер.
Фото: animator.ru |
Невероятный успех этих ярких, красочных и остроумных зарисовок способствовал становлению и дальнейшему развитию "Веселой карусели", на базе которой затем оттачивали свое мастерство многие начинающие режиссеры. Веселые, легкие, задорные, эти новеллы воскресили любимый некогда жанр детских потешек и воспринимались как законченные маленькие фильмы. В 1972 г. Носырев снял еще один сюжет для этого киножурнала – "Хомяк-молчун", и больше с ним не сотрудничал.
В дальнейшем режиссер занялся поиском "своего" материала, поставив совершенно разные по стилю и тематике фильмы "Вершки и корешки", "Комаров", "Чуридило".
В 1975 г. Леонид Носырев окончил вечернее отделение МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности "Теория и история искусств". Он увлекся темой Русского Севера и, в частности, творчеством писателей Бориса Шергина и Сергея Писахова. Много времени режиссер провел в экспедициях – изучал северное деревянное зодчество, северную архитектуру. В поездках его сопровождала супруга – замечательный художник Вера Кудрявцева-Енгалычева. Все увиденное и изученное они бережно перенесли на экран, адаптировав народное творчество к языку кино: "Архангельские новеллы", "Поморская быль", "Смех и горе у бела моря", "Mister Пронька". Режиссер мастерски и тактично сочетал традиции народного декоративного искусства – росписи, резьбы по дереву, бересте, прялкам – со свободным линейным рисунком анимации.
Фото: animator.ru |
– Мужичок, вы пошто животину тираните?
– Эта Ульянка хуже карасину!
– И пошли они до городу Парижу...
– Пошел Ваня пинжак продавать с карман ами...
– Не жана она мне боле, не жана!
– Мамань, вы пошто ужика обижаете?
– Что я, одичала что ли?!
– Маремьяна не страмись, не страмись перед державами!
– Ваня, я ваша навеки!
Смешные персонажи, говорящие голосами Юрия Волынцева, Марии Виноградовой, Татьяны Васильевой, Киры Смирновой, мгновенно стали любимыми.
Иногда Леонид Викторович возвращается к стилистике своих ранних фильмов, использует старых персонажей. Тут и два веселых гуся, и Антошка, и его рыжий дедушка. Вместе они совершают увлекательные путешествия ("Фантазеры из деревни Угоры") или просто поют песенки ("Жил у бабушки козел"). Можно было бы и раскрутить этот маховик на 10-20 серий, но Носыреву неинтересно предлагать зрителю "жвачку", показывать по сто раз одно и то же, дробить мысли, мельчить героев, искусственно приспосабливать их к множеству ситуаций.
Фото: animator.ru |
Недавно режиссер закончил фильм по стихотворению сибирского поэта Тимофея Белозерова "Лесной плакунчик", знакомому каждому из нас с малых лет. Помните это существо – старичка, который плачет с детьми, успокаивает их? Носырева привлекла мягкость текста, доброта, покой. Ему кажется, что именно этого сегодня и не хватает.