Антошкин папа отмечает 70-летие

Читать в полной версии →
Знаменитому режиссеру-мультипликатору Леониду Носыреву сегодня исполняется 70 лет. Этот большой сказочник подарил нам "Антошку" и "Два веселых гуся", рассказал про "Волшебное кольцо" и "Тигренка на подсолнухе"




Знаменитому режиссеру-мультипликатору Леониду Носыреву сегодня, 22 января, исполняется 70 лет. Те, кому за тридцать, воспитаны на его шедевральных мультфильмах "Антошка", "Рыжий-рыжий, конопатый" и "Два веселых гуся". Эти песенки мы слушали на гибких пластинках, горланили во дворе и стройно выводили в детском саду. На них воспитывали и своих детей.

Даже если бы Носырев не снял больше ничего, он уже вошел бы в историю. Но этот большой сказочник подарил нам "Волшебное кольцо" и мужичка, у которого "пинжак с карманами", рассказал про "Тигренка на подсолнухе" и задумчивого философа без порток по фамилии "Комаров"... Леонид Викторович работает без устали и сегодня – только что выпустил новую картину, преподает во ВГИК, ездит по стране с творческими встречами и фестивалями.

Леонид Носырев окончил Федоскинскую школу миниатюрной живописи, учился у знаменитого художника Кудрявцева росписи деревянной игрушки. Он всегда любил крестьянское искусство, которое искусствоведы несколько опрометчиво называют примитивным. "Роспись обладает особой зрелищностью. Яркость цвета, отсутствие полутонов – в этом есть особая прелесть", – нередко говорит режиссер.


Фото: animator.ru

В 22 года Носырев пришел на "Союзмультфильм", окончил курсы аниматоров, участвовал в создании фильмов "История одного преступления", "Топтыжка", "Каникулы Бонифация", "Самый, самый, самый", "Стеклянная гармоника", "Бременские музыканты", "Катерок". Талантливый, ищущий художник, увлекающийся человек, он, конечно, не мог долго оставаться на вторых ролях, и когда группа молодых аниматоров выступила с идеей создания мульт-альманаха "Веселая карусель", среди них оказался и Носырев. В 1969 г. вышел первый выпуск "Карусели", и открывался он режиссерским дебютом Леонида Носырева – "Антошкой". Песня из этого сюжета зажила самостоятельной жизнью, а полюбившийся зрителям герой перекочевал в следующие сюжеты Носырева – "Два веселых гуся" и "Рыжий, рыжий, конопатый".

Невероятный успех этих ярких, красочных и остроумных зарисовок способствовал становлению и дальнейшему развитию "Веселой карусели", на базе которой затем оттачивали свое мастерство многие начинающие режиссеры. Веселые, легкие, задорные, эти новеллы воскресили любимый некогда жанр детских потешек и воспринимались как законченные маленькие фильмы. В 1972 г. Носырев снял еще один сюжет для этого киножурнала – "Хомяк-молчун", и больше с ним не сотрудничал.

В дальнейшем режиссер занялся поиском "своего" материала, поставив совершенно разные по стилю и тематике фильмы "Вершки и корешки", "Комаров", "Чуридило".

В 1975 г. Леонид Носырев окончил вечернее отделение МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности "Теория и история искусств". Он увлекся темой Русского Севера и, в частности, творчеством писателей Бориса Шергина и Сергея Писахова. Много времени режиссер провел в экспедициях – изучал северное деревянное зодчество, северную архитектуру. В поездках его сопровождала супруга – замечательный художник Вера Кудрявцева-Енгалычева. Все увиденное и изученное они бережно перенесли на экран, адаптировав народное творчество к языку кино: "Архангельские новеллы", "Поморская быль", "Смех и горе у бела моря", "Mister Пронька". Режиссер мастерски и тактично сочетал традиции народного декоративного искусства – росписи, резьбы по дереву, бересте, прялкам – со свободным линейным рисунком анимации.


Фото: animator.ru

Полюбились Носыреву и жители Севера – поморы. Среди их обычаев – сложение и передача преданий, легенд, сказов. Все повествования в этих фильмах ведутся от лица некоего условного рассказчика, которого озвучил Евгений Леонов. В 1992 г. Носырев выпустил сборник своих лучших фильмов под общим названием "Ой, ребята, та-ра-ра!", сюжеты которого связал именно этот актер – он появлялся на экране в разном гриме и читал забавные прибаутки. Любопытно, что на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе Леонов получил приз жюри по разделу мультипликации за создание образа сказителя северных народных сказов в фильме "Волшебное кольцо" – одном из лучших творений Носырева, давно растиражированном на "крылатые" фразы:
– Мужичок, вы пошто животину тираните?
– Эта Ульянка хуже карасину!
– И пошли они до городу Парижу...
– Пошел Ваня пинжак продавать с карман ами...
– Не жана она мне боле, не жана!
– Мамань, вы пошто ужика обижаете?
– Что я, одичала что ли?!
– Маремьяна не страмись, не страмись перед державами!
– Ваня, я ваша навеки!

Смешные персонажи, говорящие голосами Юрия Волынцева, Марии Виноградовой, Татьяны Васильевой, Киры Смирновой, мгновенно стали любимыми.

Иногда Леонид Викторович возвращается к стилистике своих ранних фильмов, использует старых персонажей. Тут и два веселых гуся, и Антошка, и его рыжий дедушка. Вместе они совершают увлекательные путешествия ("Фантазеры из деревни Угоры") или просто поют песенки ("Жил у бабушки козел"). Можно было бы и раскрутить этот маховик на 10-20 серий, но Носыреву неинтересно предлагать зрителю "жвачку", показывать по сто раз одно и то же, дробить мысли, мельчить героев, искусственно приспосабливать их к множеству ситуаций.


Фото: animator.ru

Совершенно неожиданным для режиссера стал фильм "Пинежский Пушкин", над которым Леонид Носырев работал несколько лет. "Замысел родился давно, – рассказывал он "Yтру" в период съемок. – Но я не мог подступиться к этой вещи. Шергин писал свои "пушкинские" рассказы в середине 30-х, целую зиму проездил по Северу и рассказывал местным жителям о Пушкине. Он знал, что северяне всё переиначат и будут рассказывать друг другу каждый по-своему. В результате родился рассказ Шергина от имени народной сказительницы. Каким Пушкин был с ее слов? Поначалу – сорванцом. Ведь у меня в фильме он родился в крестьянской семье, на реке Пинеге. В молодости был "умный, быстрый", от других ребят отличался грамотностью. О нем уже столько сказано хрестоматийно, что теперь, мне кажется, более интересен народный взгляд на Пушкина. Тем более что само видение его личности у каждого разное..."

Недавно режиссер закончил фильм по стихотворению сибирского поэта Тимофея Белозерова "Лесной плакунчик", знакомому каждому из нас с малых лет. Помните это существо – старичка, который плачет с детьми, успокаивает их? Носырева привлекла мягкость текста, доброта, покой. Ему кажется, что именно этого сегодня и не хватает.

Сергей КАПКОВ |
Выбор читателей