|
На то, что подобный сценарий вполне может стать реальностью, указывает и недавний скандал, связанный с министром транспорта и связи Николаем Рудьковским, назначенным в правительство по квоте Соцпарии Украины. Его обвиняют в содействии в декабре прошлого года незаконной выдачи виз туркменским оппозиционерам – экс-вице-премьеру Худайберды Оразову и экс-послу Туркменистана в Турции Нурмухамеду Ханамову, пожелавшим посетить Украину. Секретариат президента и МИД потребовали провести в отношении Рудьковского служебное расследование, которое может привести к распаду Антикризисной коалиции и, как следствие, к роспуску Рады. Министр заявляет, что дело против него сфабриковано президентским окружением. Впрочем, как выяснилось 23 января, инициатором отставки министра был сам Ющенко: опасаясь ссоры с основным поставщиком газа на территорию страны – Туркменией, он направил личное письмо Януковичу с требованием отправить Рудьковского в отставку.
После этого на Ющенко посыпались обвинения в предательстве демократических ценностей. В частности, польская пресса напомнила, что сам Виктор Андреевич пришел к власти посредством "исключительно демократических процессов", а вот теперь, мол, не стесняется требовать с Януковича "крови" туркменских демократов.
Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов заявил "Росбалту", что действия Ющенко сводятся к единственной цели – "развалить коалицию, додавить Януковича и Мороза". А директор Центра социологических исследований "София" Андрей Ермолаев склонен полагать, что характер и тональность письма президента премьер-министру противоречит имиджу Ющенко. Президента могли подставить - дать ему на подпись документ, который он подмахнул, "не понимая, что подписывает", предположил политолог. Однако тут возникает вопрос: всегда ли Ющенко подписывает бумаги, не глядя, и какие еще документы государственной важности были завизированы тем же способом.
В свою очередь, директор Европейского института политической культуры Александр Булавин уверен, что на имидже Ющенко уже ничего сказаться не может, да и экономика Украины вряд ли пострадает. "Экономические интересы всегда выше интересов политических. А политические разборки, которые происходят в Украине, уже давно никого не интересуют", – считает эксперт. Директор Центра исследований политических ценностей Олесь Доний согласен с коллегой в том плане, что реноме президента вряд ли может пострадать еще больше: "Украина сейчас демонстрирует всему миру то, что она не может наладить отношения между всеми ветвями власти. Об этом свидетельствует, к примеру, эскалация конфликта между секретариатом Ющенко и Кабмином".
Сам Рудьковский считает, что Ющенко превратился за минувший год в Туркменбаши. Вчера было объявлено о завершении расследования в отношении министра – "формулировки о том, что я как министр вышел за рамки своих полномочий, и претензий ко мне как к министру нет", – отметил он. И попутно возмутился самой постановкой вопроса: как президент, считающий себя демократом, может счесть визит иностранных оппозиционеров государственным вредительством? "В ручном режиме пытаются руководить Службой безопасности Украины. В частности, глава Секретариата президента Виктор Балога потребовал у СБУ открыть на меня уголовное дело. Даже Кучма этого не делал", – посетовал Рудьковский.
Впрочем, на подобные меры Ющенко идет явно не от хорошей жизни. Представитель президента в КС Шаповал, например, вчера жаловался на то, что рычаги влияния на коалиционное правительство у президента минимальны: он может оспорить любое постановление Кабмина в Конституционном суде или, в соответствии со ст. 87 конституции, инициировать процедуру выражения парламентом недоверия Кабмину. Но последний вариант практически нереален: в парламенте существует проправительственное большинство, и такое развитие событий возможно лишь в том случае, если это большинство действительно воспримет позицию президента. Других рычагов влияния и путей увольнения членов правительства у Ющенко нет, заявил Шаповал. Можно добавить – других путей, прописанных в соответствующих законах. Поэтому Ющенко вынужден искать пути окольные.
Кстати, если вспоминать историю с увольнением министров, первыми камень в чужой огород бросили именно "антикризисники", которые выгнали из правительства министра иностранных дел Тарасюка, назначенного туда по квоте президента. Что только ни делали с неугодным "большинству" министром – с заседаний "провожали" пинками, при этом еще и били, президентское решение о восстановлении Тарасюка в должности проигнорировали... Одним словом, Виктору Ющенко есть за что мстить. Кстати, напомнил Шаповал, в Конституционном суде на сегодняшний день находится представление не только по увольнению министра иностранных дел, но и по увольнению министра обороны.
Приведут ли все эти события к роспуску Рады, покажет ближайшее будущее, однако очевидно: в случае перевыборов Ющенко все равно проигрывает. Рейтинг доверия к нему упал до 9%, что всего на 3% выше рейтинга Леонида Кучмы в 2004 году. За два года работы он успел поменять три правительства, а также трех глав своей администрации. Из его предвыборных обещаний реализовано только одно: повторная продажа "Криворожстали", доставшейся в 2005 г. Лакшми Митталу.
Видимо, Ющенко это понимает и распускать Раду не торопится. Такая возможность, например, у него формально появилась бы в случае неподписания государственного бюджета-2007, однако же он его со второй попытки в декабре подписал. Поэтому слова о том, что возможность роспуска Рады остается, вряд ли можно расценивать всерьез. Кроме того, ни Янукович, ни Мороз не собираются поддерживать роспуск парламента и настаивают на том, что законных оснований для этого нет.
Идею перевыборов, как ни странно, поддерживает "Наша Украина" и – что вполне понятно – Юлия Тимошенко. Та в конце прошлого года огласила план распустить правительство весной. Пожалуй, Тимошенко – единственная, кто выигрывает от такого сценария, а вот для остальных перевыборы станут подтверждением полной недееспособности. Кстати, по данным ЦИК, внеочередные парламентские выборы обойдутся народу в 335 млн гривен. Кроме того, для их проведения придется внести изменения в избирательное законодательство. Вряд ли кто-то на Украине готов пойти ради Тимошенко на такие жертвы.