ФОТО: AP |
Пожалуй, впервые за те годы, что Юханссон руководит европейским футболом, у него появился действительно серьезный конкурент, так что голосование, как ожидается, будет непростым. Нам же, сторонним наблюдателям, остается лишь в ожидании результатов задуматься: а что, может и пора действующему президенту отправиться на заслуженный отдых? Все-таки возраст уже немалый – 77 лет, так не следует ли дать дорогу 51-летнему Платини – значительно более молодому, а значит, и энергичному, как принято считать?
Возраст, естественно, является не единственным достоинством француза. Прежде всего, это феноменальная футбольная родословная: чемпион Европы, призер мировых первенств, обладатель Кубка чемпионов, трижды признававшийся лучшим игроком континента и получавший в качестве символа этого признания "Золотой мяч" от журнала France Football. Не вдаваясь в бессмысленные рассуждения о том, были ли в европейском футболе более великие и заслуженные мастера, отметим лишь, что на протяжении своей карьеры приятный во всех отношениях и элегантный в любых ситуациях как на поле, так и вне его, Мишель Платини пользовался необычайной популярностью не только на родине, но и далеко за ее пределами. Харизма, одним словом.
Имеется у него и немалый опыт организационной работы в футболе. Платини был одним из сопредседателей оргкомитета ЧМ-98 и свою задачу выполнил блестяще. Вспомним, какой удар нанесла ему судьба: во время турнира скончался второй сопредседатель – Фернан Састр, которого Платини называл своим учителем. Оставшись один в такой момент, француз справился – и с личным горем, и с должностными обязанностями...
С тех пор организационной работы у него невпроворот: будучи с 2002 г. членом исполкома УЕФА и представляя Союз в вышестоящей организации – исполкоме ФИФА, он состоит в трех комиссиях и комитетах на европейском уровне и в пяти – на мировом (при этом в одном комитете ФИФА является председателем, а еще в двух – заместителем председателя). В общем, как ни крути, достойный кандидат на президентское кресло.
Но никто, как известно, не совершенен. Вот и у Платини имеется недостаток (по крайней мере, в глазах европейцев): он – большой друг президента ФИФА Зеппа Блаттера, который во время недавнего визита в Москву по случаю Кубка Содружества в очередной раз заявил о своей полной поддержке кандидатуры Платини на предстоящих выборах.
Дружба с Блаттером – это как раз то, что в досье спецслужб всего мира обычно называется "порочащими связями". Президент ФИФА, явно озабоченный тем, чтобы оставить след в истории, постоянно эпатирует общественность невероятными прожектами: то предлагает проводить чемпионат мира каждые два года, то отменить все ничьи и непременно выявлять победителя каждого матча в серии пенальти, то, наоборот, заменить послематчевые пенальти в финале мирового первенства на переигровку два дня спустя... Всего сразу и не перечислишь. Не случайно телеканал NBC недавно задумал новый сериал под названием "Доверьте это Блаттеру".
Последним детищем неугомонного Зеппа стало предложение ко всей Европе перевести свой календарь на систему "весна – осень". Эту мысль он, понятно, в очередной раз продвинул в Москве, зная, что здесь эти зерна маразма упадут на благодатную почву. Ведь тогда сам собой решится вопрос, который передовая футбольная общественность в нашей стране поднимает уже на протяжении многих десятилетий – по сути, с тех самых пор, как советские клубы начали выступать на международной арене.
Для того чтобы успешно соперничать с европейскими клубами, необходимо перевести отечественный чемпионат на систему "осень – весна" и поставить наши клубы в равные с соперниками условия, с давних пор твердили многие советские журналисты и ведущие тренеры. Был в их числе, например, и Валерий Лобановский, которому удалось осуществить задуманное уже в рамках "незалежного" украинского первенства. Что ж, результаты вроде не такие уж плохие, а?
Понятно, что если предложение Блаттера пройдет, необходимость такого перехода в России исчезнет сама собой: не мы под Европу, а она под нас подстроится – ура! Но, судя по огромной волне возмущения, прокатившейся по всему континенту в ответ на очередной прожект Блаттера, что-то не верится в готовность европейцев поломать все то, что было создано и развито за многие десятилетия. Перспектива играть в период летних отпусков по невероятной жаре при пустых трибунах никого не вдохновляет. А чемпионаты мира и Европы, стало быть, придется проводить зимой? Интересно, где? Уж не в Израиле ли, благо он – член УЕФА?
В отличие от Платини, Леннарт Юханссон на протяжении всего срока своего президентства не боялся открытой конфронтации с ФИФА. И, в общем-то, всегда брал в этой конфронтации верх, успешно оберегая вверенный ему европейский футбол от посягательства извне. Стоит ли удивляться, что Блаттер на каждом шагу твердит о поддержке Платини?
Теперь осталось узнать, за что выскажутся в ходе голосования представители национальных федераций – за продолжение независимого курса Юханссона или за сближение с ФИФА под эгидой Платини. Есть, конечно, и другой вариант развития событий: а что если Платини лишь из тактических соображений завел дружбу с Блаттером? Что если, сумев извлечь выгоду из поддержки ФИФА, он затем потихоньку от этой дружбы откажется и продолжит дело Юханссона? Все-таки трудно представить, что выдающийся в прошлом футболист будет поддерживать прожекты, явно идущие во вред игре...
Голосованием по кандидатуре президента выборная программа Конгресса не исчерпывается. Будут еще и выборы нескольких членов исполкома, срок полномочий которых истек. Не исключено, что в состав руководящего органа войдут наши бывшие соотечественники: в числе кандидатов Григорий Суркис (Украина), Рахат Алиев (Казахстан) и Лютаурас Варанавичюс (Литва). Вы удивлены тем, что никто из россиян не претендует на место в исполкоме? Полноте, ведь от страны может быть только один представитель, а он уже в исполкоме есть. Как кто? Колосков! Вячеслав Иванович в полном порядке: он ведь только от российского футбола отошел, но не от европейского. И, видимо, не отойдет до наступления 70-летия (предельный возраст для членов исполкома), так что в ближайшие четыре года за российскую позицию в УЕФА можно не беспокоиться.
Сослужит ли это России какую-либо пользу? Ну, это уже другой вопрос – и, скорее всего, риторический.