|
До сих пор не известно, кто стоит за этим терактом. Ранее Эйлат никогда не был стратегической целью для палестинских группировок. Отдаленный от Газы, Иудеи и Самарии город, в котором зачастую иностранных туристов больше, чем израильтян, – не самая лучшая цель для тех, кто позиционирует себя в качестве борцов с сионистами, а не с Западом в целом. Последний теракт в окрестностях города, на одном из пляжей, произошел четверть века назад, причем тогда экстремист не был послан палестинскими группировками.
Ответственность за теракт взяли на себя сразу три палестинские террористические организации: "Батальоны Аль-Кудс" ("Исламский джихад"), "Батальоны мучеников Аль-Аксы" (ФАТХ) и неизвестная ранее "Армия правоверных". Однако израильские силовики не спешат им верить.
Есть две основные версии произошедшего. Первая, развивающая муссируемую в последнее время тему "иранского следа", указывает на то, что за терактом стоит именно "Исламский джихад" – полностью контролируемая Тегераном палестинская группировка. В отличие от финансируемого иранцами ХАМАС, она не участвует в междоусобице с ФАТХ, а занимается ракетными обстрелами израильских городов, пытаясь вынудить Израиль нарушить договор о прекращении огня. Теракт в Эйлате, по мнению экспертов, должен был заставить ХАМАС и ФАТХ прекратить междоусобицу и заняться "привычным делом". Таким образом "Исламский джихад" повышает свой рейтинг "миротворца" и "борца с Израилем" и, соответственно, пытается усилить иранские позиции в ПА.
Однако представители "Исламского джихада" никак не могут точно объяснить, откуда смертник прибыл в Эйлат. Сначала главы группировки заявили, что он приехал из Иудеи и Самарии. Однако, по данным израильских спецслужб, это не соответствует действительности. Во-первых, инфраструктура этой группировки по подготовке смертников в этом районе была уничтожена израильтянами еще во время второй интифады. Во-вторых, это довольно дальний путь для смертника – гораздо ближе находятся центральные израильские города. Уровень охраны в них выше, чем в Эйлате, однако в последнее время израильские спецслужбы расслабились - палестинцы "занимаются" друг другом, - и лишь семь предупреждали о готовящихся терактах, а не 50-70, как ранее.
Потом представителями группировки было отмечено: смертник прибыл в Эйлат через Иорданию – ведь в окрестностях города сходятся границы Израиля, Иордании и Египта. Да и граница с Саудовской Аравией проходит недалеко. Но, опять-таки, террориста в Иорданию могли отправить только из Иудеи и Самарии. А это маловероятно.
Еще позже "Исламский джихад" заявил о том, что смертник – уроженец Газы, готовившийся к атаке семь месяцев, однако повторил предыдущее заявление о том, что он появился в Эйлате, прибыв из Иорданского Хашимитского королевства.
При всем этом логичнее было бы сказать о прибытии смертника к месту теракта именно из Газы, где у группировки сильные позиции. Да и оттуда гораздо легче добираться: граница с Египтом открыта после ухода израильтян из так называемого Филадельфийского коридора. Через Синай за умеренную мзду бедуины-контрабандисты, поставляющие оружие в автономию и проституток из восточной Европы в Израиль, проводят кого угодно.
Согласно же второй версии, речь идет о "внешнем" теракте. То есть не связанном с палестинскими организациями напрямую. Напомним, за последние годы группировки, связанные с эмиссарами "Аль-Каэды", совершили несколько терактов в Синае, на египетской территории, заявляя, что израильские города, в частности Эйлат, - следующие на очереди. В августе 2005 г. террористы "Аль-Каэды" выпустили три ракеты типа "Катюша" по иорданской Акабе и Эйлату.
Всего три дня назад египетские спецслужбы задержали на севере Синайского полуострова террориста-смертника, направлявшегося в Газу с намерением совершить теракт на территории Израиля. Граница с Египтом, с которым у Израиля мирный договор, охраняется менее бдительно, чем иорданская, так как палестинские боевики представляют большую угрозу хашимитам, чем египтянам.
Вполне возможно, что теракт в Эйлате – это первая демонстрация силы "Аль-Каэды" в регионе и намек всем палестинским фракциям, что они должны последовать ее примеру и вернуться к борьбе против "сионистского врага", прекратив внутренние распри.
Кстати, в последнее время в самой Газе в открытую стали появляться эмиссары "Аль-Каэды", стремящиеся на фоне распрей между ХАМАС и ФАТХ создать свою инфраструктуру.
Руководству этой суннитской организации давно уже мешает то, что первое место в рейтинге "борцов" заняли финансируемые шиитским Ираном группировки типа "Хезболлы" и ХАМАС. Начало действий на израильской территории (у треугольника границ стран – союзниц США) – хороший ход для "Аль-Каэды", стремящейся вернуться на "почетное" первое место в списке.
Вместе с тем возможен и третий – смешанный - вариант. Стоит напомнить, что в последнее время множество ранее враждовавших группировок исламистов разных ветвей ислама стали "работать" вместе.
Так, "Исламский джихад" мог предоставить смертника, а эмиссары "Аль-Каэды" – проводников и взрывное устройство. Установленный факт того, что это был не "стандартный" палестинский "пояс шахида", а именно кустарно превращенный в бомбу снаряд, косвенно подтверждает эту версию.