|
Но фармакологи не сдаются: время от времени они объявляют о создании суперснотворного, которое, дескать, помогает при нарушениях сна. Однако на поверку оказывается, что новое средство не намного лучше своих "предшественников" и до идеальной пилюли от бессонницы ему далеко.
Между тем, если верить интернет-версии авторитетного журнала Nature Medicine, швейцарской фармацевтической компании Actelion Pharmaceuticals удалось-таки разработать уникальный препарат, который действительно борется с инсомнией, не воздействуя на центральную нервную систему человека и не вызывая побочных эффектов.
Сообщается, что его действие основано на блокировании орексина, также известного как (не смейтесь) гипокретин. Этот важнейший нейрогормон, отвечающий за половую и пищевую активность, а также за здоровый сон, был открыт в 1998 году. Было установлено, что его недостаток приводит к такому опасному заболеванию, как нарколепсия – расстройство сна, при котором наблюдаются приступы внезапного засыпания, сильная мышечная слабость и галлюцинации при пробуждении. Как вы уже догадались, это свойство орексина и было использовано при создании нового снотворного.
В результате экспериментов, проведенных на крысах, собаках и 42 здоровых волонтерах, швейцарские исследователи пришли к выводу, что созданный ими препарат, блокируя действие орексина на соответствующие рецепторы в головном мозге, благотворно влияет на общее состояние организма, успокаивает и снижает чувство тревоги, что заметно увеличивает скорость засыпания. И – что особенно важно – не вызывает симптомов нарколепсии. Правда, стоит отметить, что добровольцы принимали препарат всего один раз и в дневное время, тогда как для лечения бессонницы предполагается длительное применение и в ночные часы. В связи с этим было решено продолжить исследования, которые, по словам ученых, могут занять несколько лет.
Однако уже сейчас некоторые специалисты видят в новом лекарстве спасение от бессонницы. "Уникальный состав препарата может положить начало созданию нового семейства снотворных", – считает Луис де Лесия, профессор психиатрии Стэнфордского университета. По его словам, преимущество нового лекарства заключается в том, что оно вовлекает в процесс лечения сравнительно небольшое число нейронов, а потому может быть гораздо безопаснее и гораздо эффективнее ныне известных препаратов.