|
Будь кремлевская протекция в отношении СПС реальностью, можно было бы предположить хитрую многоходовку: после обвинений "Яблока" в сговоре СПС и местных администраций правых притесняют намеренно, чтобы показать – никакая они не псевдооппозиция, а самые что ни на есть настоящие диссиденты со всеми вытекающими последствиями. Пошпыняв для виду, потом их быстренько восстановят, и пойдут они на выборы с криками про несправедливость законов. На чем, возможно, даже заработают себе дополнительные очки на фоне конкурентов из того же "Яблока", которое уж точно ни с кем и ни о чем не договаривалось.
Только вот вопрос: кому бы это могло понадобиться? Никому. Разве что Чубайсу, но вряд ли даже он потянет финансирование столь масштабной затеи. С другой стороны, после недавней пресс-конференции президента стало очевидно: Путин больше любит "Единую Россию", и возможный отток голосов от ЕР, например, к СПС в этот контекст совершенно не вписывается.
Примечательно, что в Псковской и Тюменской областях СПС сняли с выборов 5 февраля, в Вологодской области – второго. Большая пресс-конференция Путина, напомним, состоялась первого. Местные администрации быстренько смекнули, как поступить – месседж о роли ЕР в современной отечественной истории был послан весьма недвусмысленный. Лидер СПС Никита Белых уже обвинил "партию власти" в том, что ходоки оттуда буквально оккупируют местные администрации с указаниями, как и кого притеснить. "Попытка правящей партии отстранить СПС от участия в региональных выборах выдает ее неуверенность в поддержке избирателей и дискредитирует систему выборов в Российской Федерации. Своими эгоистическими действиями по ослаблению парламентской оппозиции "Единая Россия" провоцирует рост экстремизма и насилия в стране", – следует из заявления, размещенного на официальном сайте СПС. Связь между "эгоизмом" и "экстремизмом" с элементами "насилия" прослеживается не очень четко: то ли обозленный СПС угрожает от безысходности и отчаяния пойти после 11 марта громить избирательные участки и органы госвласти, то ли это "медведи", победив во всех регионах, немедленно приступят к актам физического экстремального насилия над избирателями, понимай как хочешь. Как бы там ни было, у Белых "есть основания полагать", что решением избиркомов отказать СПС в регистрации списков лично руководили единороссы Андрей Воробьев, Владимир Груздев, Александр Москалец, Юрий Олейников и прочие, фамилии которых сейчас уточняются.
Однако обращает на себя внимание вот какой факт. Надежные источники партии "Яблоко", например, уверяют, что ровно то же самое пытались проделать с администрациями сами эспээсовцы. Ездили, договаривались, обещали вечную лояльность и преданность в обмен на поддержку на выборах. У "Яблока" тоже имелись "все основания полагать", что против них работали вполне конкретные персонажи из СПС. На этом фоне обвинения правых в адрес "Единой России" звучат не очень убедительно: разве виновата ЕР в том, что умеет вести переговоры, а ее конкуренты – нет?
Между тем СПС собирается оспаривать в суде действия местных избиркомов, забраковавших партсписки, и обещает сделать все возможное для того, чтобы в случае неудачи голоса избирателей не достались единороссам. Однако как это будет реализовано на практике, не вполне понятно: если все, на что в сложившихся условиях способны "правые" – это обвинять "партию власти" в том, чего сами сделать не смогли, эффект от подобной контрагитации получится невеликий.