|
История появления в Интернете факса на имя Сороса не поражает оригинальностью. Более того, подобное будет случаться и дальше. Потому что всегда найдутся "зарубежные читатели", умеющие в нужный момент поделиться интересным документом с заинтересованным ресурсом. И всегда отыщутся люди, которые, застенчиво переступив через запрет читать чужие письма, сделают это во имя торжества справедливости.
Факс на имя Сороса примечателен не тем, что на нем не стоит подпись предполагаемого автора, то есть самого Гайдара. И не тем, что существуют несколько по-разному оформленных копий этого письма. И не убийственно кондовым языком послания, который Гайдару не свойствен (не говоря уже о мощном "императиве" письма, выдающем в его авторе как минимум инструктора по "разработке" агента влияния). И даже не тем, что написан отчего-то по-русски.
История с факсом интересна тем, что продолжает собой сюжет с "отравлением" Гайдара в конце прошлого года, сразу после начала раскрутки дела об отравлении Александра Литвиненко. Тогда Егор Тимурович дал понять, что за покушением на его жизнь стоят недружественные России силы. И хотя имена названы не были, в "силах" эти люди, близкие Борису Березовскому, узнали себя. И очень обиделись. Вместе с ними обиделась вся та часть демократической тусовки, которая здесь, в России, хотела бы увидеть старых демократов ельцинской эпохой в едином антипутинском строю. Строй же мало того, что оказался неровным, а местами к тому же и дырявым, так еще на стороне противника замаячила фигура человека, являющегося для многих живым олицетворением так и не пройденного Россией "либерального маршрута".
Это возмутило. Это потрясло. И требовало наказания. Которым и стал факс, присланный неизвестным доброжелателем руководству сайта, принадлежащего Борису Березовскому.
В свое время "Yтро" писало о странной истории с болезнью Гайдара. Собственно, ясности с тех пор не прибавилось. Как Гайдар попал в двусмысленный со всех точек зрения переплет - не известно. Однако из этого вовсе не следует автоматически, что он лично писал письмо Соросу. Факт отсутствия подписи на факсе – действительно серьезный контраргумент, кто бы что ни говорил. Вообще, столь скользкие послания в письменном виде оформляются крайне редко, даже если болезнь приперла (послание датируется 29 ноября; в это время предполагаемый автор должен был находиться "в одной из московских больниц"). Как в том анекдоте: "Товарищ майор, вы не поняли: мой дядя оглох, а не ох..ел!".
К тому же, для того, чтобы Сорос начал "мочить" Березовского, напутствия Гайдара, а тем более такие неуклюжие инструкции, какими изобилует факс, не нужны. Сорос уже давно, что называется, на ножах с экс-олигархом – еще с конца 1990-х, когда стараниями Бориса Абрамовича вложения Сороса в акции "Связьинвеста" обернулись для последнего крупными финансовыми потерями. "Березовский видел мир через призму своих личных интересов. Он без колебаний ставил судьбу России в зависимость от своей собственной судьбы... Тогда я этого не мог понять, однако теперь мне ясно: Березовский не сможет перейти к законной деятельности, он сможет выжить только в случае, если продолжит вовлекать людей в лично создаваемую им структуру незаконных отношений... Во время перелета из Сочи в Москву в 1997 г. Березовский рассказал мне, как он платил антироссийски настроенным полевым командирам в Чечне и Абхазии" - это слова Сороса, опубликованные в британской Guardian 17 апреля 2000 года. Как видно, этого человека ни Гайдару, ни российским спецслужбам (на что намекают "разоблачители" Гайдара) стимулировать нужды не было.
По сути, спор об авторстве факса - точно не решающий. Откровенный текст, столь поразивший часть демократических деятелей прямотой суждений, по сути, не противоречит ни убеждениям адресата, ни, возможно, убеждениям автора, если им все же является г-н Гайдар. Но при всех своих минусах, Егор Гайдар принадлежит к "системщикам" - людям, хорошо знающим разницу между призывами "защитить свободу на баррикадах" и возведением этих баррикад из обломков подорванных "во имя свободы" домов.