|
Данные о трагическом инциденте поступают противоречивые. Даже конекретное место, в котором он произошел, в разных источниках указывается разное. Соответственно, и версий происходящего тоже как минимум две. Сначала поступила новость о том, что взрыв прогремел в расположении полка им.Ахмата Кадырова, дислоцированного на административной границе с Дагестаном в поселке Новогрозненский (другое название - Ойсхара).
Представители пресс-службы Министерства смогли передать журналистам только предварительную информацию о взрыве. Сначала поступили данные о том, что погибших то ли трое, то ли пятеро, но позже пришло новое сообщение: этим числом количество жертв может и не ограничиться. Ясно было одно - раненых "множество", как выразились чиновники чеченского МВД. Еще бы: сдетонировавшая в расположении полка противопехотная осколочная мина направленного действия МОН-100 содержит 400 осколков и 2 кг взрывчатки.
В первых новостных сводках было указано, что причина взрыва неизвестна. Учитывая регион, где он прогремел, можно было заподозрить все что угодно, но предварительная проверка, проведенная на месте происшествия, показала, что никакого теракта, скорее всего, не было. Как заявили представители пресс-службы МВД Чечни, причиной ЧП стало "неосторожное обращение с боеприпасом". Судя по сообщениям ведомства, смерть милиционеров будет квалифицирована как "несчастный случай". В Новогрозненский, по некоторым данным, уже выехал командир полка и представители прокуратуры, которым предстоит окончательно прояснить картину происшествия и установить его причины и обстоятельства.
По другой версии, страшное оружие было заложено в непосредственной близости от поселковой школы номер один, расположенной на улице Жукова. Его обнаружили сотрудники местной милиции и, рискуя собственной жизнью, попытались обезвредить, чтобы оно не смогло взорваться и убить детей, случайных прохожих, - словом мирных граждан. Саперная работа оказалась неудачной: при обезвреживании боеприпас сдетонировал, и прогремел взрыв. Об этом, опровергнув версию о несчастном случае в полку, сообщил прессе другой представитель МВД республики, который добавил также, что ранены два милиционера, жизни которых, по утрвеждениям врачей, ничто не угрожает.
Как бы то ни было, точно известно одно - причиной инцидента стала пртивопехотная мина. Этот вид боеприпасов обладает огромной поражающей силой и предназначен специально для применения против живой силы противника, но в последние годы (и особенно в "горячих точках") используется в качестве взрывного устройства при террористических актах, направленных против мирного населения. В качестве примера можно привести страшные события 9 мая в Каспийске, где во время праздничного шествия по улицам города перед одной из колонн сработало взрывное устройство с поражающими элементами. Тогда погибли несколько десятков человек.
Мина МОН-100 устанавливается на местности и наводится на предполагаемую цель, в сторону которой при детонации и летят те 400 готовых осколков, которые заключены между стенками корпуса M-100. Эффективность ППМ (противопехотных мин) осколочного типа невероятно высока: при взрыве зона их сплошного поражения составляет от 6,5 до 9,5 м в ширину, и это на расстоянии 100 м от предполагаемой цели. По данным военной статистики, от применения ППМ при вооруженных локальных конфликтах гибнет в среднем 30-50% живой силы противника. В частности, американские войска потеряли во Вьетнаме треть, а в Сомали - четверть от всех погибших именно по вине установленных на полях, дорогах и вблизи населенных пунктов осколочных противопехотных мин. "ППМ осколочного типа, установленными на минном поле в два ряда, может быть поражено до 60-70% личного состава противника", - говорится сухим военным языком в отчетах по применению этого вида боеприпасов.
Десять лет назад, в 1993 г., в Оттаве был открыт для подписания проект Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Положения этого документа вступили в силу в 1999 году. ППМ считаются антигуманным оружием даже в рамках военных действий, поскольку на минных полях после завершения вооруженных конфликтов - даже годы спустя - все еще продолжает погибать и калечиться мирное население, в том числе и дети. Местность, заминированная ППМ осколочного типа, превращается в мертвую зону, передвижение по которой грозит страшной смертью при одном только неверном шаге.
Кроме того, с международно-правовых и гуманитарных позиций даже применение ППМ в рамках непосредственно вооруженного конфликта является недопустимым, поскольку мины этого типа являются неизбирательность, определяемая широкой зоной поражения, и отложенное действие. Считается, что эти недостатки можно нейтрализовать, четко соблюдая общепризнанные правила вроде составления подробнейшей карты заминированных участков. Но на практике проследить за выполнением всех услових невозможно.