|
Высокие технологии и российская реальность подчас сочетаются причудливым образом. Автора этой статьи минувшим воскресеньем вез в знаменитую Гжель "скоростной концептуальный электропоезд" – так теперь называют комфортабельные электрички с мягкими креслами. Зато выходишь на станции "Гжель" и понимаешь: из последних достижений цивилизации тут разве что устойчивая мобильная связь. Вперед, семь километров пешком по заметенной дороге в деревню, в надежде на попутку, ибо автобус тут редкий гость. Там, в деревушке Фенино, вот уже полгода колдует над своим изобретением современный "левша".
До июня прошлого года Александр жил в Москве. Сегодня его уже хорошо знают в деревне: в магазине на повороте к слободе, где стоит дом Оликевича, нам махнули рукой в конец улицы – москвич с семьей там живет, молодой, работящий.
Рядом с купленной старой избой вырос новый деревянный дом, а с другой стороны старого жилища оборудована вместительная подклеть – лаборатория и одновременно кабинет для раздумий. В недалеком будущем планируется над подвалом возвести новый дом.
"Почему ты уехал из Москвы?" – интересуюсь у хозяина. "Посмотри вокруг, – взмахивает руками новоявленный селянин. – Ну как бы я там смог себе позволить такую здоровую лабораторию? Знаешь, сколько бы с меня в Москве за эту площадь содрали? А тут бесплатно считай. И главное, деревня с Интернетом разительно отличается от деревни без Интернета". Оликевич не стал вдаваться в подробности, как он умудрился провести в Фенино Интернет, но, зная его активную натуру, можно предположить, что поставил всех на уши.
Александр считается одним из ведущих молодых российских нанотехнологов. В его активе – руководство группой компаний Nanotechnology News Network, которая ныне отошла на второй план ради новой разработки. Теперь каждое Yтро наш герой надевает валенки, чистит снег возле дома и подвала-лаборатории. Потом целый день, до самой поздней ночи – работа.
Его изобретение называется "база для создания станков с ЧПУ (числовым программным управлением)". Это такой программируемый конструктор для создания станков любой сложности. Вроде кубиков лего, только для взрослых и с возможностью бесконечного апгрейда.
Основные конструктивные элементы – небольшие рейки из текстолита со множеством дырок и моторчики. (Для первого рабочего макета рейки были выполнены из железа.) Остальное оборудование: компьютер для дизайна заготовки, микрочипы и рабочий инструмент. Соединяя рейки между собой, крепя на нужном расстоянии инструменты и добавляя моторы для их передвижения, получаем полноценный станок.
Идея пришла к Александру, когда он размышлял над созданием домашнего 3D-принтера. Трехмерные модели можно создать на компьютере, расходным материалом могут послужить отходы из пластика, но как выполнить конструктивную часть принтера? Тут-то и родился замысел самосборного агрегата, названного теперь символично – "Кулибин".
"У тебя есть конкуренты? Кто-то вообще додумывался до чего-либо похожего?" – допытываюсь я. "Ну, как сказать, – изобретатель ненадолго задумывается. – Lego не так давно представило конструктор, связанный с компьютером, но это игрушки. Еще есть компания CoolTool с чем-то похожим, но их изделия никак не связаны с ПК. Так что мы в какой-то степени первые. А потребность в подобных изделиях на рынке высокая. Вот, представь, 3D-принтер от производителя стоит $45 тысяч, а мой настольный – всего $300. И все это можно будет произвести дома".
Промышленная революция по Оликевичу мыслится так. С помощью базы любой человек сможет сконструировать себе станок для чего угодно – знай достраивай рейки, встраивай моторчики для передвижения нужных частей и крепи инструменты с приборами, а заготовки рисуй на компьютере. Понятие патента на что-либо с внедрением "Кулибина" отомрет за ненадобностью. Отсутствие контроля над средствами производства со стороны корпораций или государства приведет к созданию автономных групп (артелей) или единичных кустарей – производителей практически любых необходимых человеку предметов или станков для их дальнейшего производства. Звучит смешно, но тем не менее вместе с моделью станка "Кулибин" сделан первый шаг к настольным системам производства.
Есть у этой истории и еще один аспект – социальный. "Я прогнозирую, – совершенно серьезным тоном заявляет Оликевич в конце нашей беседы, – что скоро все больше работников творческого технического труда будут переезжать в деревню. Тут дешево, удобно, близко все, а в Москве из одного конца в другой поехал – уже полдня прошло. Как только станет возможно пользоваться новыми технологиями здесь, произойдет перелом. А со смещением технологического развития в сторону домашнего производства на работу не надо будет ходить вовсе".
Российские инвесторы пока плохо осведомлены о конструкторе для взрослых, зато иностранцы времени зря не теряют. Оликевичу уже звонили пару раз (как телефон узнали – полная загадка), аккуратно интересовались ходом работ. Впрочем, сейчас молодой ученый не настроен отдавать права на производство "Кулибина" за границу. Изобретатель из заметенной снегом деревушки надеется на отечественного инвестора, понимающего важность его работы.
Фото автора