"Королева"
Великобритания-Франция-Италия, 2006
Режиссер: Стивен Фрирз
В ролях: Хелен Миррен, Сильвия Симс, Майкл Шин, Джеймс Кромвелл, Алекс Дженнингс
|
Сентябрь 1997 г. для семейства Виндзоров выдался не из легких. Бывшая жена принца Чарльза, мать двоих малолетних наследников, робкая надежда жителей третьего мира, пожизненная леди Ди вместе с любовником-миллиардером разбилась насмерть в парижском туннеле. То ли поддатый водитель гнал 170 км/ч, удирая от назойливых папарацци, то ли британские спецслужбы подсуетились. Теперь неважно. Как ядовито сострила сестра Елизаветы II, "мертвая Диана приносит еще больше хлопот, чем живая".
Меж тем Букингемский дворец заваливают цветами: заскучавшие англосаксы устроили по принцессе пиршеский траур. Королевская же династия (в лице самой Елизаветы, ее придурковатого мужа и столетней матери) хочет быстренько закопать надоевшую Диану Спенсер и забыть о ней как о страшном сне. Да и тысячелетняя традиция иначе поступить не дозволяет, а что остается конституционной монархии без конституции, как не хранить традиции? В итоге, за одну неделю рейтинг королевской семьи с треском обрушивается, и уже каждый четвертый англичан предпочел бы похоронить этот рудимент насовсем. Если бы тогда королева продолжила упорствовать, сейчас Англия жила бы при демократии. Однако в борьбу за престол включился молоденький лейбористский премьер-министр Тони Блэр.
Вообще-то Елизавета его недолюбливает. Слишком ретив этот ушастый рок-н-рольщик: на Даунинг-стрит ввел моду обращаться по именам, высочайший этик не знает, парламенту вешает лапшу про революцию. А если сунуть нос дальше, Блэр натворит еще делов в начале "нулевых", вляпавшись в иракскую кампанию. Да и жена у него - махровая антироялистка, династию называет за глаза кучкой "паразитирующих, эмоционально отсталых идиотов". Однако Блэр, не без помощи ушлого секретаря, держит нос по ветру. Черный галстук, пара зычных фраз - и газеты наперебой кричат о новом отце нации, королеве лишь остается изменить собственным принципам и устроить из похорон леди Ди "маскарад актеришек и гомосексуалистов" (Элтон Джон, хоть и сэр, все одно не укладывается в церемониал). В перерывах между гуманитарными миссиями Диана любила дружить с тусовкой.
Главный конфликт "Королевы" - как раз в этом противостоянии старого уклада и нового, говоря языком кутюрье, моды и стиля. Елизавета II повидала на своем веку десяток премьер-министров, начиная с Черчилля. Чего уж ей лебезить перед златокудрой вертихвосткой, которая то на яхте Доди аль-Файеда загорает, то на похороны Джонни Версаче является. Но традиция не должна переходить ту грань, за которой становится отсталостью. "Мир изменился", - удивленно повторяет королева. Так стоит ли бросаться под колеса прогрессу, хранить гробовое молчание, когда и констебли перед воротами ревут в унисон всей стране?
Но перекроить себя на новый лад - это вам не "файв-о-клок". Вы когда-нибудь пробовали объяснить родной бабушке, что такое Интернет и как им пользоваться? Никакой выдержки не хватит по сто раз объяснять элементарные вещи. Елизавета - такая же бабушка: это особенно видно по тому, как неуверенно она тыкает пальцем в кнопки мобильника. Для нее, сидящей в каменном мешке летних резиденций, мир за окном выглядит таким же Интернетом. Аномальной зоной, где привычная логика уступает место советам каких-то сопляков. В итоге королеве приходится оправдываться перед кучкой таблоидов - это они теперь правят миром. Это с ними заигрывает Блэр фразочками про народную принцессу.
По состоянию на конец 1990-х мир превратился в большой телевизор, и Стивен Фрирз отлично чувствует это глобальное медиапространство. Потому чуть не полфильма герои обсуждают заголовки Yтренних газет, документальная хроника сливается с худвымыслом и все действо обретает черты ток-шоу Опры Уинфри. Заодно с народом Виндзоры давно стали участниками коллективной потехи, каждый вечер проводя перед ящиком. Даже подробности автокатастрофы они узнают из выпуска новостей.
Сопротивление бесполезно, иначе акулы пера схавают в момент и короной не поперхнутся. Поколебавшись, Ее Величество зачитывает траурное обращение к подданным, к тому же выправленное секретарем Блэра, и наведывается в Вестминстерское аббатство на маскарад. Правда, затем пытается свалить все на премьера, который, пусть не без личной выгоды, вытаскивает престол из ямы. Но это уже из разряда "интриги, скандалы, расследования". Жить в обществе и быть свободным от СМИ непозволительно нынче даже королевам.