Генерал сдает Иран по полной программе

Читать в полной версии →
Бегство на Запад иранского генерала может привести к далеко идущим последствиям. Не исключено, что именно его показания лягут в основу радикального сценария противодействия США амбициозным планам Тегерана




Бегство на Запад высокопоставленного иранского военного Али Резы Аскари может привести к далеко идущим последствиям. Сегодня об этом громко говорят как в американской и европейской прессе, так и на Ближнем Востоке. Личность беглеца, а еще более – крайне неподходящий для Ирана момент бегства очевидным образом связаны сразу с несколькими глобальными темами, в развитие которых вовлечены Иран, США и Израиль. Осторожность, с которой эти три игрока комментируют обстоятельства, связанные с исчезновением Али Резы Аскари (случившегося больше месяца назад), говорит о высоких ставках в игре. Не исключено, что именно показания Аскари в конечном итоге лягут в основу радикального сценария противодействия со стороны США и Израиля амбициозным планам Ирана запустить собственную ядерную программу или усилить свое влияние в странах Ближнего Востока – прежде всего в Ливане, Палестине и в Ираке.

Об Али Реза Аскари известно немного. Шестидесятитрехлетний генерал в разное время занимал высокие посты в иранском военном ведомстве и, возможно, в иранской разведке. По сообщениям ряда СМИ (впрочем, неподтвержденным), в 1970-1980-е гг. Аскари мог координировать действия проиранской радикальной группировки "Хезболла" в Ливане. Один намек на это уже вывел Аскари чуть ли не в "отцы" "Хезболлы", хотя, стоит повториться, достоверных сведений по этому вопросу нет.

Еще меньше оснований считать Аскари человеком, осведомленным в иранских атомных секретах. В прошлом он занимал пост заместителя министра обороны Ирана, однако что именно Аскари курировал на этой должности – не известно. Иранская сторона утверждает, что к атомной программе генерал касательства не имел. По некоторым данным, сразу после исчезновения генерала в Турции из посольств европейских стран были в срочном порядке отозваны иранские разведчики, работавшие под дипломатическим прикрытием – выходцы из "Корпуса Стражей Исламской Революции". Таким образом, Аскари мог иметь отношение к не менее деликатному блоку секретов, чем атомная программа Ирана.

Генерал Аскари исчез из своего гостиничного номера в Турции 7 февраля этого года. Какова была официальная цель его визита в эту страну, не известно. То, что приезд Аскари в Турцию был санкционирован властями Ирана, стало понятно после того, как встревоженные его отсутствием в гостиничном номере сотрудники иранского посольства обратились за помощью к местным властям, а затем и к Интерполу. Позже выяснилось, что иранцы прослушивали сотовый телефон Аскари и, в частности, зафиксировали его переговоры с членами своей семьи. Примечательно, что, по самой свежей информации западной прессы, после исчезновения в Турции Аскари объявился в одной из североевропейских стран вместе с семьей.

Это дает основания предполагать, что Аскари не был выкраден израильскими или американскими спецслужбами, как утверждает Иран. Правильнее было бы считать, что он все же бежал на Запад вместе с семьей, спланировав бегство заранее. Весь прошедший месяц прошел в допросах Аскари. И, видимо, получаемая от него информация обладает такой высокой степенью важности, что сведения о его местонахождении, обнародованные в последнем номере The Washington Post, стали неприятным сюрпризом для спецслужб. США поспешили приписать честь по проведению операции Израилю. Последний все отрицает, намекает, что именно американцы помогли осуществить Аскари дерзкое бегство на Запад, и потому именно их спецслужбы сегодня допрашивают генерала.

По сведениям газеты Asharq al-Awsat, основной интерес следователей сейчас вызывает возможное участие Тегерана в организации терактов против американских морских пехотинцев и французских военных в Ливане в начале 1980-х годов, когда погибли сотни человек. По данным газеты, обращаются с генералом "прекрасно", он ни в чем не нуждается. Секретность вокруг этой истории понятна: дела, связанные с разведывательной деятельностью, никто никогда не афиширует. Однако в этом деле есть важная подоплека: Аскари может стать вольным или невольным детонатором радикализации конфликта между США и Ираном, причем даже в том случае, если не обладает реальным сведениями об атомных секретах Тегерана. Достаточно на высоком политическом уровне кому-то в Вашингтоне намекнуть на якобы полученную по линии разведки "тревожную информацию" – и проблеме будет придан уже иной статус.

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей