|
Документ, принятый правительством, сообщил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, предусматривает переход на два отдельных уровня образования в Российской Федерации: бакалавриат – первый уровень, магистратура или "специалитет" (подготовка специалистов) – второй уровень. Каждый из них подразумевает отдельный государственный образовательный стандарт и самостоятельную итоговую аттестацию. Также по отдельности будут проходить лицензирование, аттестация и госаккредитация вузов по программам бакалавриата и магистратуры.
Как сообщает РБК, нормативный срок обучения в бакалавриате составит от трех до четырех лет, в магистратуре на базе бакалавриата - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.
По словам Фурсенко, принятие данного законопроекта создаст предпосылки для устранения проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональным образованием. Кроме того, двухуровневая система, по мнению министра, должна повысить эффективность использования бюджетных средств, а такде вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании. Что, отметил Андрей Фурсенко, существенно расширит участие работодателей в финансировании обучения кадров. Преимущественно на второй ступени.
Как предполагают разработчики законопроекта, бакалавриат должен подготовить студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере. Имеются в виду линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п. Обучение студентов на первом уровне будет происходить по небольшому числу базовых направлений.
Углубленной специализацией студентов займется магистратура. Там будут готовить профессионалов, ориентированных на деятельность, которая требует аналитических и проектных навыков. Подготовка специалистов, цитируем РБК, предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
В ходе заседания ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий высказал мнение, что данная система может отрицательно сказаться на качестве образования. Правда, на это первый вице-премьер возразил, что качество образования зависит вовсе не от сроков обучения, а от уровня вузов, осуществляющих подготовку кадров. Дмитрия Медведева поддержал премьер Михаил Фрадков, заявив, что "никто разрушать научно-методическую базу вузов не будет". Двухуровневая система высшего образования, подчеркнул глава кабинета, позволит "освободить наших юношей и девушек от пустых хлопот". К тому же, сказал премьер, это сделает систему образования более динамичной и современной.