Зураб Соткилава: "Я давно таких глаз не видел"

Читать в полной версии →
Знаменитый тенор, солист Большого театра Зураб Лаврентьевич Соткилава отметил 70-летний юбилей. Он пел в самых знаменитых театрах мира, продолжает петь в Большом театре, дает концерты и по-прежнему обожает футбол




Знаменитый тенор, солист Большого театра Зураб Соткилава, отметил 70-летний юбилей. В молодости будущий певец был капитаном молодежной сборной Грузии по футболу, чемпионом Советского Союза. После травмы оставил футбол и получил образование горного инженера. В Тбилисскую консерваторию Соткилава был принят в 23-летнем возрасте без музыкального образования - за выдающиеся способности.

Зураб Соткилава признан одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики. Он пел в самых знаменитых театрах мира, продолжает петь в Большом театре, выступает с концертами на гастролях. Двадцатого марта в Большом театре состоится торжественный вечер, посвященный 70-летию певца, который, по его собственным словам, станет "объяснением любви к опере".

"Yтро": Зураб Лаврентьевич, как Вы отмечаете юбилей?

Зураб Соткилава: Вот, был концерт в Большом зале Консерватории, и такие были глаза у зрителей - я давно таких не глаз не видел. Так приятно! Еще предстоит вечер в Большом театре 20 марта.

"Y": А на родину, в Сухуми, не поедете?

З.С.: Я там не был уже 15 лет. Хотел в прошлом году выступить, но там посчитали, что я еду с политической акцией, и не пустили, хотя при моем участии в свое время был открыт органный зал в Пицунде.

"Y": В свое время Вы подавали огромные надежды как футболист, были чемпионом СССР. Не жалеете, что пришлось уйти из футбола?

З.С.: Нет. Я благодарен судьбе за то, что стал певцом. Но футбол - моя большая любовь по-прежнему. У меня стоит "тарелка", и я допоздна смотрю игры, особенно когда передачи из Италии идут; там после матчей происходит обсуждение, приходят всякие известные люди - до трех ночи смотрю.

"Y": За кого болеете?

З.С.: Мы с дочерьми смотрим все матчи, в которых выступает Шевченко. Еще болеть можно, когда играют национальные сборные. Главное, чтобы был красивый футбол, не грубый. Какие были аристократы футбола в прошлом! И прежде всего - Лев Яшин, с которым я был знаком. Какой был человек! Нас познакомил Николай Озеров. Я когда против Яшина стоял, то казалось, что гол ему забить просто невозможно. Какой-то великан словно был напротив тебя, все ворота собой закрывал. А его улыбка - никто не мог устоять! А мужества какого был человек! А какими были Никита Симонян, Эдуард Стрельцов, а Метревели, а Месхи!.. Они обладали техникой умного паса - вот это и есть аристократы футбола.

"Y": Паваротти тоже большой поклонник этой игры. Вы ведь с ним хорошо знакомы?

З.С.: Да, я познакомился с ним в Италии, когда стажировался там, потом бывал и дома у него, и в его ресторане.

"Y": Скоро он собирается приехать с Доминго и Каррерасом петь на Красной площади...

З.С.: Я не пойду. Вначале это было интересно, но сейчас уже нет.

"Y": Как Вы считаете, золотой век оперы действительно прошел?

З.С.: Ну, всегда принято говорить - ах, вот в мое время было лучше... Нет, у каждого периода есть свои звезды. Кончено, Карузо был единственным. Но и мое поколение тоже было прекрасным, есть яркие исполнители и сегодня. Рамон Варгас, например. Какой тенор!

"Y": Вы продолжаете выступать?

З.С.: Да, у меня в репертуаре остались "Набукко" и "Хованщина" в Большом театре.

"Y": А что-нибудь новое?

З.С.: Нет, возраст уже.

"Y": Но Николай Гедда и по сей день поет, Жан Пирс пел и после восьмидесяти...

З.С.: Кто-то и "Вильгельма Телля" пел в 92 года. Но это возможно разово, а постоянно – нет. К тому же, у меня было три сложных операции.

"Y": Что Вы можете сказать о ситуации сегодня в Большом театре?

З.С.: Александр Ведерников, по-моему, идет по правильному пути - в театре надо быть, а он очень много и по-настоящему работает. Хотя есть и то, чему не место в Большом, - я имею в виду "Евгения Онегина" в постановке Дмитрия Чернякова, например. Знаете ли, Большой театр - не место для экспериментов. Есть вот "Геликон-опера", которой руководит Дмитрий Бертман, с которым мы, кстати, очень дружим. А потом, все это уже было. Тоска еще 35 лет тому назад выбегала голой из спальни.

"Y": Сколько всего партий было в Вашем репертуаре?

З.С.: Тридцать пять.

"Y": А какая любимая?

З.С.: Все. Ну, а особенно – Хозе в "Кармен" и Отелло в одноименной опере Верди.

"Y": Мы поздравляем и вашу супругу - Элисо Багратиони, у нее тоже день рождения.

З.С.: Да, спасибо.

"Y": Что Вы больше всего цените с своей жене?

З.С.: Ум и красоту.

"Y": А кулинарные способности?

З.С.: О, если бы Вы знали, как она готовит!..

Борис КАСАНИН |
Выбор читателей