Грубая красота золота франков

Читать в полной версии →
В ГМИИ имени Пушкина открылась дорогостоящая выставка "Эпоха Меровингов - Европа без границ". Ее экспонаты представляют собой уникальное сочетание динамичного варварского дизайна с филигранной античной техникой


ФОТО: AP



Попытки превратить территорию Европы в единое экономическое пространство предпринимались задолго до эпохи глобализации. Правда, до конца XX столетия подобное слияние весьма нечасто происходило добровольно - чаще всего какой-нибудь харизматичный политический лидер и талантливый полководец методично подминал под себя более медлительных соседей. Однако же, как показывает исторический опыт, объединенные столь негуманным образом территории жили богаче, да и развивались интенсивнее, нежели в мрачные времена феодальной раздробленности. Миниатюрная, но необычайно дорогостоящая выставка "Эпоха Меровингов - Европа без границ", открывшаяся в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, - наглядное доказательство тому, что даже полуварварское государство эпохи раннего Средневековья, возникшее на территории будущей Франции, весьма неплохо существовало на протяжении двух с половиной столетий.

Первая в истории франков королевская династия, по преданию, получила свое имя в честь Меровея, правившего в середине V века. Правда, сегодня многие специалисты сомневаются, существовал ли этот король на самом деле, однако доподлинно известно, что последующие правители никогда не оспаривали его существование. Главной же исторической фигурой этой эпохи считается его непосредственный наследник Хлодвиг, сумевший не только объединить страну, успешно договариваясь то с соседскими варварами, то с римскими легионерами, но и созвавший первый во франкском королевстве церковный собор в Орлеане, состоявшийся в 511 году. На фоне религиозной неразберихи, царившей в то время в Европе, принятие христианства ортодоксального образца оказалось важным политическим шагом. Единая "идеологическая политика", которой так не хватало уже окончательно разрушенной к этому моменту античной культуре или, например, сильным, но бестолковым гуннам, сыграла в истории первого государства франков не менее важную роль, чем успехи на поле брани. Учитывая к тому же, что его территориальный, социальный и культурный строй в целом повторял структуру римской армии, государство Меровингов немедленно стало претендовать на роль законной преемницы Римской империи.


Фото: AP

С оглядкой на высокие достижения античной культуры формировалось и декоративное искусство тех времен. Учитывая, что в подчинении государства оказалось немало доселе независимых племен, культурное наследие эпохи Меровингов отличается изрядным стилистическим разнообразием. Не случайно кураторы выставки особенно подчеркивают, что значительная часть материала, представленного в экспозиции, - это уникальные комплексы находок, происходящих с территории Восточной Европы и раскрывающих общие и особенные черты исторического развития различных племен этой эпохи. Впрочем, тут же рядом красуются сокровища лангобардов, баюваров, остоготов, тюрингов и других племен, прозорливо обосновавшихся в западных землях. Зато и те, и другие, как и все прочие подданные франков, знали цену золоту и непрерывно совершенствовали ювелирное искусство. Поблескивающие в витринах увесистые золотые перстни и кресты на массивной "голде" вызовут священный трепет у бывших обладателей красных пиджаков. Зато изящные строгие гривны выглядят весьма модерново. Правда, при Меровингах это украшение предназначалось исключительно для мужчин: еще с античных времен тонкими золотыми ошейниками награждали воинов, отличившихся на поле брани. Народ попроще обходился железными фибулами и пряжками. Впрочем, специалисты утверждают, что даже бронзовые котелки меровингской эпохи отличаются необычайным качеством и затейливым декором.

В целом, представленные на выставке предметы представляют собой уникальное сочетание динамичного варварского дизайна с филигранной античной техникой, благодаря которой меровингские клады выглядят не хуже знаменитого "золота Шлимана". Кстати, и в этом случае не обошлось без "компенсаторной реституции". Несмотря на тот факт, что в проекте принимают участие не только ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж, но и берлинский Музей древней и ранней истории, отдельные западноевропейские древности предоставлены именно российской стороной по той простой причине, что были вывезены в Россию из Германии после Второй мировой войны.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей