ФОТО: AP |
Эту размытость деталей можно объяснить только информационным сумбуром, возникшим вскоре после того, как самолет потерпел крушение. Сначала осведомленные лица взялись сообщать данные о жертвах и пострадавших. В итоге до самого вечера СМИ использовали среднюю величину – 6-7 погибших. Затем появились списки пассажиров – казалось бы, на этом можно было поставить точку, потому что список – это дело верное, тут уж не обсчитаешься. Ан нет, выяснилось, что списки тоже у всех свои. У компании UTAir, которой принадлежал самолет, – один, а у МЧС – другой. В первом погибших семь, во втором шесть. Один человек курсирует между графами "Пропали без вести – до опознания" и "Не пострадали". Телефоны пресс-службы UTAir не отвечают. На сайте постоянное движение, фамилии перемещаются между разделами. Наконец, с грехом пополам данные были синхронизированы. Погибли, выходит, шестеро.
Осталось выяснить, кто виноват в их гибели. Перевозчик ставит под сомнение факт "ошибки пилота". Командир экипажа имел приличный стаж – он налетал более 14 тыс. часов, так что виновата, скорее всего, погода. Густой туман и катастрофически низкая видимость. Это версия UTAir.
Меж тем, следственно-оперативная группа рассматривает помимо "роковой ошибки" еще несколько вариантов – в частности, техническую неисправность. Несмотря на то, что руководство UTAir отвергает и это предположение, ссылаясь на протоколы недавних осмотров, якобы показавших, что самолет "полностью исправен", небольшую зацепку все-таки удалось найти.
Александр Муратов, бортмеханик разбившегося Ту-134, дал экспертам подсказку. Он рассказал, что в бортовом журнале имелась запись о проблемах с курсо-глиссадной системой, отвечающей как раз за качество посадки – с ее помощью пилоты получают сведения об ориентировке самолета при заходе на снижение. Отказ этой системы может повлечь за собой глобальные сбои и, в конечном счете, привести к катастрофе. А так, говорит Муратов, все в норме. "Все было в штатном режиме, и никаких отказов, неисправностей на самолете не было. Единственное, ну, недавно на этом самолете была запись в бортовом журнале об отказе... не отказе, а о работе курсо-глиссадной системы. То есть она работает периодически, небольшие какие-то отказы получаются".
Можно ли с уверенностью сказать, что в момент столкновения с землей в аэропорту Курумоч система работала? Или, может быть, удар пришелся именно на один из мертвых "периодов"?
Впрочем, Муратов считает, что эта неисправность, даже если она и проявилась во время посадки, не могла привести к аварии, поскольку в Ту-134 предусмотрено "двукратное, трехкратное дублирование всех систем". Что же касается неверного прибора, то его, по словам бортмеханика, победил человеческий фактор.
"Сопоставив все эти за и против, командир выбрал, наверно, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору", - сказал Муратов. Конечно, с учетом "налета" командира экипажа можно утверждать, что он был способен, как говорится, чувствовать аппарат, и все же понятие "золотая середина" в авиационном контексте выглядит странновато и изрядно напоминает "авось" в строительном деле.
## AP ©