ФОТО: AP |
Государственные чиновники никогда не жаловали художника. Во Франции "за аморалку" прикрыли первую и единственную персональную выставку Модильяни, открывшуюся при его жизни. В России начинающие чекисты уничтожили ранние рисунки мастера, для которых ему позировала юная Анна Ахматова, приехавшая в Париж в свадебное путешествие с Николаем Гумилевым. Впрочем, самого Модильяни едва ли удивил бы подобный поворот событий – талантливый художник и крайне неординарная личность, он так и не сумел вписаться в повседневную действительность. Безуспешно боровшийся с нападками критиков и катастрофической бедностью, с одной стороны, и пагубным влиянием алкоголя, наркотиков и слабостью к дамскому полу – с другой, он, тем не менее, вошел в историю как самый элегантный и остроумный представитель художественной богемы. Им восхищались Гийом Аполлинер и Андре Сальмон, о нем с восторгом вспоминала Маревна, ему покровительствовали польский поэт и меценат Леопольд Зборовский и известный французский коллекционер Поль Гийом.
Искусство Амадео Модильяни – своеобразный сплав классических традиций итальянской школы с совершенно новым, авангардным видением натуры, настолько обособлено от основных "измов" XX столетия, что искусствоведы и критики, как правило, рассматривают его отдельно от главных художественных течений той эпохи. Зато существует такое понятие, как портретный тип Модильяни. Гибкие, изогнутые линии фигур и узкие плечи моделей, тщательно вылепленные носы и одноцветные светлые щелки глаз без обозначения зрачков – к такому канону привели художника творческие поиски, и ему он остался верен до конца своих дней. "Художник выстраивает свой канон современного человека, каждый раз дополняя его новым конкретным жизненным материалом, – пишут о Модильяни специалисты. – Этим он и занимается все свои зрелые годы. В живописном наследии Модильяни не осталось ни одного натюрморта, ни одной картины жанрового характера; известны полдесятка пейзажей, а все наследие состоит из множества мужских и женских портретов и женских обнаженных фигур. Каждая из этих групп при всей их близости друг другу обладает самостоятельностью, таит в себе свой особый смысл".
Известно, что Модильяни не любил работать с раскованными профессиональными натурщицами, отдавая предпочтение угловатым и застенчивым моделям "с улицы". Среди портретов, представленных на выставке, преобладают друзья и знакомые автора: однокашники по Школе изящных искусств, скульптор Морис Друар и художник Константин Бранкуси, подруга Модильяни, журналистка Беатрис Хастингс и его последняя возлюбленная Жанна Эбютерн, молодые Пабло Пикассо и Хуан Грис, а также другие, не менее известные художники, коллекционеры и меценаты, давшие жизнь уникальному культурному явлению, которое впоследствии стали называть искусством "парижской школы".
Отдельный раздел экспозиции составляют знаменитые обнаженные натурщицы Модильяни – те самые, которые в свое время шокировали французских моралистов и послужили поводом для закрытия выставки в галерее Берты Вейль. "Обращаясь к многовековой традиции "ню" – от древности до Эдуарда Мане, – он пытается соединить непреходящую ценность красоты с дыханием своей эпохи, когда красота стала открытой и порой вызывающей", считают кураторы проекта.
Поводом для появления в Москве столь роскошной выставки стал юбилей директора ГМИИ имени А.С. Пушкина, Ирины Александровны Антоновой, которая таким образом устроила праздник не только себе лично, но и всем поклонникам таланта Модильяни. К сожалению, день рожденья случается только раз в году, а юбилеи, как известно, и того реже. Других же достойных поводов привезти хорошую зарубежную выставку у музея пока не предвидится.
Выставка работает до 17 июня
## AP ©