|
"Болонский процесс" начался в 1999 г., когда 29 европейских государств подписали в Болонье конвенцию, согласно которой дипломы высших учебных заведений признаются во всех странах-участницах соглашения. В 2003 г. к Болонской конвенции присоединилась Россия, став сороковой страной, признавшей правомерность общего европейского образовательного пространства. И если с Европой и ее тягой к объединению все понятно, то зачем нам эта "Болонь" - для многих оставалось вопросом.
В частности, ректор МГУ Виктор Садовничий известен неоднозначным отношением к введению двухуровневого образования. В своих выступлениях и интервью ректор крупнейшего вуза России неоднократно указывал на минусы "болонской" системы. Во-первых, работодатели четырехлетний бакалавриат за образование не считают. Во-вторых, не понятно, зачем он нужен жителям Дальнего Востока, если им выгоднее развивать связи с Японией и Китаем, а не с Францией или Испанией. В-третьих, как учить медиков или военных в силу сложившихся форм организации этих специальностей в нашей стране?
Сторонники Болонской конвенции приводят контрдоводы. Прежде всего, с вступлением в "Болонь" наши соотечественники смогут поступать в европейские вузы и устраиваться на работу в западные компании. А многие российские вузы - Высшая школа экономики, МГИМО, МГТУ им. Баумана, РУДН, Санкт-Петербургский государственный университет, - не дожидаясь закона, уже перешли на бакалавриат и магистратуру и неплохо с ними справляются. По данным Министерства образования и науки, около половины российских государственных и частных вузов имеют лицензии на подготовку бакалавров. В министерстве считают, что двухуровневая система образования позволит повысить качество образования. Сейчас молодые люди идут учиться в вузы не по желанию, а потому, что "надо". Поступают хоть куда-нибудь, и пять лет получают ненужные им знания. После окончания вуза работать по специальности идут единицы, да и в этом случае многих в процессе производства приходится переучивать. А новая система, полагают в Минобрнауки, угодит и студентам, и работодателям.
Поступать в бакалавриат абитуриенты будут по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Те, кто поступил, в течение четырех лет будут получать общие навыки по выбранной профессии. На следующую ступень - в магистратуру - на конкурсной основе смогут попасть лучшие бакалавры, те, кто хочет расширить знания в выбранной узкой специальности. А специалитет - привычное для нас пятилетнее образование - разработчики законопроекта оставили медицинским, военным и инженерным вузам. Как показывает практика, за меньшее время обучить этим специальностям невозможно. После магистратуты и специалитета можно продолжить образование в аспирантуре.
Вот что сказал нам ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, к которому мы обратились за комментарием: "Участие в Болонском процессе поневоле заставляет нас повышать качество российского высшего образования, вплоть до создания в каждом вузе определенных Болонским процессом систем менеджмента качества, причем с обязательным участием студентов и работодателей. Переход на систему "бакалавр - магистр" российскому образованию крайне выгоден. И не только тем, что введение и в России общеевропейской системы способствует большей мобильности студентов и преподавателей, но и тем, что студент после бакалавриата может сменить направление высшего образования и получить магистра по другой профессии. Никто не отбрасывает систему "специалитета" как устаревшую и ненужную. Ясно, что не будет бакалавриата в творческих, медицинских, в ряде инженерных, в спортивных и других профессиях. Перечень сохраненных специальностей будет утверждаться правительством России, чтобы оградить процесс становления многоуровневой системы от всякого рода лоббистов, ходатаев узковедомственных интересов.
Россия - потенциально сильный конкурент. Поэтому мы сами должны быть достаточно активными, чтобы стать полноправным участником общеевропейского процесса. Важно обеспечить признание российских дипломов за рубежом, потому что это даст возможность выпускникам российских вузов трудоустраиваться там, где они захотят, в том числе - за границей на равноправных условиях с выпускниками европейских вузов".
Несмотря на то что за границей миллионы молодых людей после бакалавриата легко находят работу и при этом отлично с ней справляются, наши работодатели к самому слову "бакалавр" относятся с подозрением. Дабы обезопасить выпускников вузов от неприятных сюрпризов при приеме на работу, разработчики законопроекта дипломы всех уровней - бакалавра, магистра и специалиста - снабдили одинаковой силой. В ходе обсуждения законопроекта первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев призвал разработчиков документа более четко прописать норму, гарантирующую равноправие выпускников. Это можно сделать на уровне подзаконных актов.
Если разобраться, идея двухуровневой системы образования не так уж и плоха. Тем более что "Болонская конвенция" не противоречит национальным традициям образования стран-участниц. Более того, благодаря этому процессу на выпускников наших вузов в Европе наконец-то перестанут смотреть как на белых ворон. Ведь еще в 1987 г. Европейское сообщество выпустило рекомендацию, согласно которой дипломы специалистов СССР признаются только на уровне бакалавра. И это притом, что мы всегда учились пять, а в каких-то вузах - и шесть лет.