Пожалуй, самая увлекательная для зрителя выставки "Мыслящий реализм" задача - отделить тех ее участников, кто честно проникается пафосом русского реализма, от циников, стебущихся над "великой русской идеей"
В Государственной Третьяковской галерее с опозданием на три недели открылась выставка "Мыслящий реализм" - один из самых многообещающих проектов
Второй Московской биеннале современного искусства, задуманный и осуществленный независимым куратором Екатериной Деготь. Произведения, вошедшие в экспозицию, прямо перекликаются с прославленными шедеврами русского искусства. В данном случае интереснее всего понаблюдать, как участники этой затеи, в том числе Сергей Братков, Эрик Булатов, Дмитрий Гутов, Илья Кабаков, Гор Чахал, Анатолий Осмоловский, Павел Пепперштейн, Дмитрий Пригов и еще десяток актуальных художников, явно не привыкших писать гламурные закаты и мишек в сосновом бору, пытаются втиснуться в престижные залы Третьяковки и в рамки заказанной темы. Зато мучительный самоанализ и критический взгляд на окружающий мир, успешно заменявшие русским художникам XIX столетия умение рисовать, вполне присущи и самым продвинутым современным концептуалистам. Если же вспомнить анекдот об известном передвижнике, откровенно признававшем, что в его случае отсутствие таланта к рисованию и живописи с лихвой окупается высокой идейностью и чистой моралью, то и само название выставки зазвучит почти провидчески. В конце концов, уже не первый век мыслительный процесс в отечественном искусстве пытается подменить неизвестно куда пропавший процесс творческий. Впрочем, по мнению куратора проекта, такое стечение событий - отнюдь не случайное совпадение: "Современное русское искусство заново решает те крайне амбициозные задачи, которые были впервые поставлены еще 150 лет назад, и видит свой долг в том, чтобы исполнить истинную программу русского реализма XIX века - как эстетическую, так и социальную". Успешно взаимодействуя со своими предшественниками, художники нового века вступают в прямой диалог с шедеврами позапрошлого столетия.
Правда хозяева выставочного пространства почему-то не согласились повесить "вариации на тему", созданные современными мастерами, в непосредственной экспозиционной близости от прославленных оригиналов - возможно, опасались праведного народного гнева или же не смогли убедить хранителей Третьяковки осквернить репутацию полотен великих передвижников, поместив их в столь сомнительный контекст.
Пожалуй, самая интересная и увлекательная задача зрителя - отделить тех участников выставки, кто честно, от всей души проникается пафосом русского реализма (и даже давно и успешно эксплуатирует эту идею в своем творчестве) от циничных отщепенцев, готовых постебаться над порядком поизносившейся "великой русской идеей". К первым, безусловно, относятся помпезные фотоработы Владимира Куприянова и Сергея Браткова, а также (но это уже кроме шуток!) острый психологический портрет Бориса Михайлова, действительно перекликающийся с лучшими произведениями русских портретистов XIX века. Вторую группу возглавляют Дмитрий Гутов с собственной версией вездесущих саврасовских "Грачей", Дмитрий Пригов с высококонцептуальной инсталляцией "Третьяковская галерея" и группа "Коллективные действия", заснявшаяся в "типично русском пейзаже" где-то на просторах Подмосковья.
Самое смешное, что, выставляя два десятка работ модных современных художников, кураторы проекта как будто серьезно видят свою задачу в том, чтобы, сопоставив их с произведениями русских передвижников, выявить "неожиданную актуальность последних". Таким образом, если вы решили, что организаторы и участники выставки решили сделать ставку на раскрученные имена и узнаваемые образы - вы, натурально, ничего не поняли. "Мыслящий реализм" - глубоко гуманитарный проект, в котором преуспевающие лидеры российского арт-рынка бескорыстно пиарят загнивающее музейное искусство.