ФОТО: museum.ru |
"Белым золотом" на Западе традиционно называли китайский фарфор. Способ изготовления посуды, которая на протяжении нескольких веков считалась самым перспективным экспортным товаром, изобретатели фарфора китайцы хранили в секрете от пронырливых иностранцев. В XVI и XVII вв. коллекционирование произведений цзиндэчжэньского фарфора считалось признаком хорошего тона при дворах европейских, азиатских и даже африканских правителей. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. На выставке в Третьяковской галерее представлены 65 старинных произведений и 65 лучших образцов работы современных мастеров, а также архивные материалы и фотографии из музея провинции Цзянсци.
Проект "Сокровища запретного города", открывшийся в Кремле, по праву считается самым помпезным номером китайской программы в России. Запретный город - гигантский дворцовый комплекс, расположенный в сердце Пекина, повидал на своем веку две дюжины императоров. Со временем в 999 комнатах дворца скопилось немало уникальных сокровищ. В Москву прибыла лишь малая толика - всего 60 экспонатов, подобранных таким образом, чтобы достойно представить искусство разных эпох.
На протяжении истории Китая императоры их родственники нередко оказывались страстными коллекционерами, а порой и щедрыми меценатами. Особенно усердствовала последняя, маньчжурская династия Цинь - ее представители не жалели сил на образование и искусство. Разумеется, немало ценных предметов исчезло в неизвестном направлении или же просто погибло во время многочисленных междоусобных войн, которыми обычно сопровождались династические перевороты. Но многие из них все же передавались из поколения в поколение и хранились во дворце, надежно сокрытые от внешнего мира. Только после падения последней династии Цин в 1911 г. людям, не принадлежавшим к императорскому дому и его окружению, было позволено входить в Запретный город, где помещалась коллекция, и лицезреть сокровища, некогда предназначавшиеся исключительно для глаз императора и его приближенных. А в 1925 г. бывшую императорскую резиденцию торжественно назвали Национальным музеем императорского дворца. Правда, приключения сокровищ Запретного города на этом не закончились: в 1949 г. часть из них была вывезена в Тайвань, где и по сей день существует альтернативный музей.
Долгое время сокровища пекинского дворца не покидали насиженных мест. Однако в последнее десятилетие они много путешествуют по миру, превратившись в своеобразную передвижную выставку. В Россию попала далеко не полная версия экспортного варианта. Зато среди экспонатов оказались уникальные предметы из так называемого северного - женского крыла дворца, которое традиционно жило собственной жизнью, скрытой от посторонних глаз.
Миниатюрная экспозиция поражает элегантностью. В отличие от европейцев, традиционно тяготевших к броской, помпезной пышности, китайцы умели жить красиво, окружая себя изящными, хрупкими предметами, будь то резная курильница или прозрачный кварцевый сосуд для мытья кистей. Сам факт появления подобных предметов на столь представительной выставке тоже говорит о многом - традиционные для подобной экспозиции парадные одежды, оружие и государственные печати занимают не больше места, чем образцы китайской бумаги из древесной коры, нефритовые вазы и коробочки для туши. Даже императорский лаковый трон с орнаментом из летучих мышей выглядит как уютное домашнее кресло.
Кураторы проекта с российской стороны любят подчеркнуть множественные параллели, существующие между пекинским Императорским дворцом и московским Кремлем. Но все же не стоит забывать, что роскошная резиденция Поднебесной уже более восьмидесяти лет является государственным музеем, а наша средневековая крепость и по сей день остается местом обитания правителей.