|
"Yтро": Какие аргументы свидетельствуют о неизбежности начала войны против Ирана?
Леонид Ивашов: Прежде всего, политическое решение. Конгресс фактически развязал руки Бушу, сняв все ограничения на начало операции. Во-вторых, Вооруженные силы США уже получили директиву о подготовке боевых действий. Ускоренными темпами формируется ударная авиационно-морская группировка, проводится боевое слаживание для проведения операции. На корабли и аэродромы уже доставлены новые образцы вооружений, которые предстоит испытать в боевых условиях. Кроме того, проведены учения по гражданской обороне и мероприятия с элементами мобилизации на территории Израиля и эвакуации в ряде посольств западных государств в Тегеране.
"Y": Что может послужить условным сигналом для нападения?
Л.И.: Многие войны начинаются с провокаций. Провокация с английскими моряками может стать тем фитилем, который подожжет войну.
Владимир Анохин: Как вы помните, пол-Ливана разбомбили формально только из-за одного капрала. Сегодня у ближайшего союзника США Великобритании есть в 15 раз больше аргументов для того, чтобы начинать боевые действия.
"Y": Израильские СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах этой страны сообщают, что операция "Укус" начнется уже 6 апреля.
Л.И.: Не будем гадать. К 6 апреля создадут полноценную ударную группировку. А дальше - будут выжидать момента, если сочтут, что общественное мнение в США и за рубежом подготовлено недостаточно. Речь идет о готовности нанести удар в рамках скоротечной локальной операции, которая будет иметь тяжелые последствия. При этом не наблюдается сосредоточения наземных сил. У американцев сегодня в резерве осталось всего лишь четыре бригады. С такими силами наземную операцию не начинают. Планируется "хирургического" типа удар, после чего Буш заявит о приостановке ядерной программы Ирана и представит это как блестящую победу. Так что эту дату нельзя исключать.
"Y": Что представляет собой группировка, которую готовят бомбить Иран?
Константин Сивков: В ее составе насчитывается около 400 самолетов тактической палубной авиации и около 60 самолетов стратегической авиации и самолетов типа "Стелс". Предполагается для решения военных задач в Иране выделить 500 ракет. Но эта группировка способна в течение двух - трех дней решить задачу лишь локального характера, направленную на подавление системы ПВО в отдельных регионах Ирана и обеспечение поражения отдельных командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и научно-исследовательских центров. Примерно таким же составом начинали боевые действия против Югославии.
В.А.: Таким составом эта группировка без применения ядерного оружия свои задачи решить не сможет. Невозможно обеспечить поражение объектов в скальных породах без применения специализированных тактических ядерных боеприпасов.
"Y": По каким целям возможно применение ядерного тактического оружия?
К.С.: Основными целями станут особо защищенные командные пункты и объекты, которые невозможно поразить обычными боеприпасами. Не так давно разработанная "бункерная" бомба повышенной мощности BLU-109 может поразить объект, находящийся на глубине 15-20 м, но не глубже. С объектами, расположенными в скалах на глубине несколько десятков и даже сотен метров, "бункерная" бомба ничего сделать не сможет. Поразить их можно только за счет применения тактических ядерных боеприпасов.
В.А.: По информации из открытых источников, американцы готовятся нанести удар по 350 первоочередным целям, из которых 128 – ядерные объекты. Уничтожить такое количество ядерных целей, большинство из которых находится в скальных породах на глубине 70 м и более, невозможно. К сожалению, можно предположить, что ударам подвергнутся административные центры, открытые промышленные объекты, центры инфраструктуры с целью вызвать хаос и дезорганизацию в управлении государством. Подчеркну, что группировка у границ Ирана не способна обеспечить быстрой победы, поскольку иранская армия - самая большая на Среднем Востоке и имеет хорошее вооружение. Если американцы поставят целью уничтожение достаточно большого количества административных центров и объектов на территории Ирана, ассиметричным ответом Тегерана станет создание хаоса в Ормузском проливе. Тогда в защиту Ирана станут многие государства, лишившиеся потомка нефти.
Л.И.: По данным наших экспертов, для того, чтобы остановить ядерную программу Ирана, достаточно поразить от 18 до 22 объектов, в том числе завод по производству центрифуг, лаборатории и т.д. Но Иран потерпит поражение, если втянется в классическую форму войны. Если говорить о сдерживающем успехе, то, с учетом военно-технического превосходства США, речь может идти только об ассиметричных действиях.
Американцы прекрасно просчитывают варианты, уяснив, что сегодня настал благоприятный момент с точки зрения влияния на мировую общественность. Но здесь существует один момент: применение ядерного оружия кардинально изменит ситуацию.
"Y": В Пентагоне готовы к потерям?
Л.И.: На примере Ирака видно, что для бизнеса тысячи убитых и раненых не имеют значения. Если Ирану удастся нанести тяжелые людские или военные потери США, это, скорее, повысит вероятность применения ядерного оружия. Если иранцы ударят по Израилю, а больше "Шахабами" им бить и некуда, это также понизит порог применения ядерного оружия.
К.С.: США приготовили крылатые ракеты и самолеты. Военный разгром Ирана силами воздушной группировки невозможен, но все может привести к югославскому сценарию, когда после многомесячных бомбардировок югославская армия демонстративно в полной боеготовности вышла из занимаемых районов. Подавив тогда ракетные комплексы большой дальности, обеспечивавшие поражение на больших высотах, американцы так и не смогли решить задачу по подавлению маловысотных мобильных комплексов. В этих условиях можно бомбить роддомы, больницы и мосты, но наносить удары по войскам не получится. Мобильные и рассредоточенные пункты военного управления не будут выведены из строя. На мой взгляд, сначала США нанесут обезглавливающие удары по подавлению ПВО. Если в этих условиях Тегерану удастся сохранить систему противовоздушной обороны, то противник перейдет к длительным действиям по подавлению экономического потенциала страны. Не исключено, что затем будут предприняты попытки решить вопрос мирным путем, потому что сама по себе воздушная война чрезвычайно дорого обходится.
Что же касается Ирана, то вопрос стоит в моральной готовности нации к ведению войны. Если иранцы готовы понести огромный материальный ущерб, воевать, довольствуясь малым, то выстоят в этой войне.
"Y": Основная причина нападения - недопущение создания Ираном ядерного оружия?
Л.И.: Для Запада это не главное. По опыту других стран, от нынешнего состояния ядерной программы Ирана до изготовления ядерных боеприпасов пройдет не менее 10 - 15 лет. Пакистан шел к собственной ядерной боеголовке 15 лет.
Первопричины агрессии - нефть, состояние финансов и экономики США. По прогнозам самих американских экспертов, в США и Канаде нефти осталось не более чем на десять лет. Впрочем, напряженная ситуация с углеводородным сырьем ухудшается во всем мире. И прогнозы ученых не утешительны. Состояние мировой финансовой системы, базирующейся на долларе, крайне напряжено. Налицо устойчивое падение американской валюты и стагнация, замедление темпов роста американской экономики. Становится уже привычным, что в подобных условиях Штаты провоцируют войну, чтобы за счет повышения цен на нефть уменьшить виртуальный долларовый пузырь, а за счет производства вооружений дать импульс развитию своей экономики.
К новой войне подводит и усиленное стремление США и союзников к формированию больших зон нестабильности. Если произойдет нападение на Иран, большая территория, включающая Ирак, Иран и Афганистан, образует огромный массив нестабильности, которая будет влиять на ситуацию на Ближнем Востоке и Кавказе, давить на центральноазиатские государства и выходить к границам Китая. Отсюда вытекает третья причина войны с Ираном - стремление остановить бурное развитие китайской экономики. Китай из зоны будущих военных действий экспортирует до 40% нефти.
"Y": Сколько может существовать эта зона нестабильности?
Л.И.: Как минимум, десятилетия, что мы наблюдаем на Балканах, в Ираке. Американцы выберут момент, чтобы поставить в Иране и других странах проамериканские режимы. В Ираке вопрос решится, когда на его месте создадут три квазигосударства, которые будут вечно враждовать между собой. Американцам при этом важно только контролировать ключевые точки - Ормузский пролив, Персидский залив и большие нефтяные поля.
"Y": Насколько реальны прогнозы о применении в конфликте тактического ядерного оружия?
Л.И.: Мы рассматриваем эту вероятность. Тогда мир перейдет в совершенно другую ситуацию. Последствия будут ужасными. На Ближнем Востоке наступит коллапс. Нападение на Иран может вызвать эскалацию войны цивилизаций во всем мире, включая западные страны. Применение ядерного оружия переведет эту борьбу в совершенно иную плоскость. Если американцы или Израиль применят ОМУ, это даст толчок к применению ОМУ национально-освободительными движениями и различными группировками. Плюс нельзя сбрасывать со счетов возможное радиоактивное заражение. Если в Иране начнутся хаос и паника, то более 15 млн иранских азербайджанцев побегут в Турцию и Азербайджан. Ситуация нестабильности, перманентной войны может сильно повлиять на Кавказско-Каспийский регион России. Война выйдет к ее границам.
"Y": Почему тогда Россия и Китай проголосовали в СБ ООН за ужесточение санкций против Ирана?
Л.И.: Нынешняя Россия не готова к жесткой конфронтации с США. Наверное, это сегодня и не нужно. Россия, Китай и Европа более других заинтересованы в том, чтобы война не состоялась. К сожалению, США и союзники форсируют подготовку к войне.
Иран хотят поставить на колени, а он не желает этого делать. К тому же у США и Израиля присутствует чувство мести за долгую антиамериканскую и антиизраильскую политику. Если Иран склонят к серии уступок, там произойдет смена власти. Так что у Ирана выбор невелик: или идти на уступки, или стоять на своем до конца. Кровопролитие ему совершенно не выгодно, потому что оно остановит страну в развитии или даже отбросит назад. Тегерану приходится делать выбор между политическим и военным поражением.
"Y": Какие последствия будет иметь война США с Ираном для Израиля?
Л.И.: Израиль - союзник США, и этим почти все сказано. Но с другой стороны, какие-то силы превращают Израиль в штрафной батальон. Удар по Ирану потенциально ставит под удар Израиль. Любое военное участие Израиля в американской операции подразумевает ответный удар. В интересах населения Израиля - не ввязываться в эту войну.