|
Провести небольшой интернет-ликбез нам помогает Вадим Курин, генеральный директор ЗАО Группа компаний "Консул", владеющей торговой маркой "NET-BY-NET".
"Yтро": Давайте начнем нашу беседу с рассказа о существующих сегодня видах доступа в Интернет.
Вадим Курин: Доступ в Интернет различается как по технологии, так и по скорости, причем скорость зависит от технологии. Наиболее быстрый вариант - Ethernet, та самая технология, которая изначально разрабатывалась для передачи данных между компьютерами и которую можно встретить в любом офисе; именно на ее основе строятся локальные сети. Общепринятый сегодня стандарт Ethernet - это 100 Мбит/с, но сегодня набирают популярность решения, позволяющие передавать данные со скоростью 1 Гбит/с и даже 10 Гбит/с. При этом оконечное оборудование - сетевая карта - стоит очень дешево, а в современные модели материнских плат оно встраивается по умолчанию, так что нет необходимости покупать карту отдельно. Наша компания предоставляет доступ именно по этой технологии.
Все остальные технологии, применяемые для доступа в Интернет, разрабатывались так, чтобы передавать данные по каналам, которые для этого изначально предназначены не были. Не удивительно, что это получается дороже и с худшими характеристиками. Всем привычный и еще не так давно наиболее популярный коммутируемый доступ относится к этой категории. Вы передаете данные через аналоговую телефонную линию, которую строили для передачи голоса, и максимальная скорость, которой вам при этом удастся достичь, составит 56 Кбит/с. Сюда же относится и технология ADSL, также использующая телефонную линию для передачи данных, но на более высокой скорости. Необходимо отметить, что качество связи в этом случае будет сильно зависеть от состояния медного телефонного кабеля, количества повреждений и скруток, его длины от абонента до телефонной станции, на которой расположено оборудование.
Еще одна популярная технология, используемая некоторыми операторами, - DOCSIS, доступ в Интернет по сетям кабельного телевидения, но там свои технические ограничения. Существует технология PLC для доступа по электрическим сетям, технологии WAP и GPRS для передачи данных в GSM-сетях сотовой связи и многое другое. Но все эти решения по сравнению с Ethernet обладают своими недостатками, в первую очередь - меньшими скоростями и более высокой стоимостью оборудования.
Понятно при этом, что качество связи зависит не только от используемой технологии, но и от производительности и надежности оборудования провайдера, мощности его внешних каналов и целого ряда других причин, относящихся к конкретной компании-оператору.
Что же касается понятия "широкополосный доступ", оно является довольно расплывчатым. В свое время так называли любое подключение, скорость которого превышала скорость обычного модемного соединения. Сегодня не все согласятся называть "широкополосным" доступ на скорости, например, 256 Кбит/с, хотя еще десять лет назад таким каналом мог похвастаться далеко не всякий провайдер. Требования к пропускной способности каналов растут постоянно.
Y: Почему так сильно разнятся цены на широкополосный Интернет? Например, разница между услугами провайдеров в Москве и области может исчисляться разами?
В.К.: Начнем с того, что Москва и Московская область - это два разных лицензионных пространства. Далеко не все операторы, предоставляющие услуги в Москве, имеют право работать в области, и наоборот. Во-вторых, если построить или арендовать канал по Москве стоит сравнительно недорого из-за небольших расстояний (весь город в поперечнике занимает около 30 км), то до Сергиева Посада или Звенигорода - намного дальше. Затраты по прокладке каналов перекладываются на плечи конечных потребителей - чудес не бывает. Кроме того, платежеспособный спрос в области ниже, ниже и уровень доходов населения, да и население во многих подмосковных городах по своей численности отстает от населения среднего московского района. Наконец, по ряду причин (в том числе вышеперечисленных) в области ниже уровень конкуренции. Если в Москве не являются редкостью дома, жители которых могут выбирать из шести-семи провайдеров, то в Подмосковье зачастую на целый город приходится два-три оператора. А чем выше конкуренция, тем ниже цены. Тем не менее ситуация в Подмосковье понемногу выправляется: каналы строятся, сети прокладываются, цены снижаются. Хотя до московского уровня пока, к сожалению, далеко.
"Y:: Можно ли ожидать снижения цен на широкополосный Интернет в регионах и выход их на московский уровень? Если да, то когда?
В.К.: Основная проблема регионов - высокая стоимость магистрального трафика. В большинстве местностей выбор у провайдеров невелик: "РТКомм.Ру" и "ТрансТелеКом". Эти две компании, являясь практически монополистами, держат достаточно высокие цены по сравнению с московскими, что, впрочем, тоже естественно, так как они вынуждены отбивать инвестиции, вложенные в строительство своих сетей. Снижения цен для конечных пользователей можно ожидать там, где появляются другие магистральные операторы и повышается уровень конкуренции между ними. Такие процессы идут - куда-то приходит "Корбина", куда-то - "Голден Телеком", куда-то - другие компании. В этих местах цены начинают снижаться.
"Y": Чиновники всех рангов довольно часто заявляют о программах по развитию Интернета в отдаленных регионах. Скажите, насколько реально появление быстрого Интернета там, куда, в лучшем случае, ведет лишь одна проводная телефонная линия? А главное - нужно ли это?
В.К.: Принципиальных технических проблем не существует - вопрос сводится к средствам, которые необходимо вложить для реализации подобных программ. В любом, даже самом отдаленном и глухом месте можно, при необходимости, поставить терминал спутниковой связи. В тех населенных пунктах, где существует платежеспособный спрос на подобные услуги, это рано или поздно будет сделано силами коммерческих операторов, ведь спрос рождает предложение. Там, где число потенциальных пользователей недостаточно, решать такие проблемы - задача государства, которое так или иначе нуждается в обеспечении единого коммуникационного и информационного пространства, необходимого для сохранения политического единства и управляемости страны. Что подобные проекты существуют - это естественно. Успешность же их напрямую зависит от конкретной реализации.
"Y": В настоящее время все большей популярностью пользуется мобильный Интернет, однако его скорость оставляет желать лучшего. Можно ли в ближайшей перспективе ожидать чего-то по-настоящему скоростного?
В.К.: Беспроводной доступ, при всех своих достоинствах, имеет один, но принципиальный недостаток. Если по оптоволоконному кабелю можно передать практически любые объемы информации, а в случае необходимости - проложить параллельно еще один кабель, то скорость передачи данных по радио напрямую зависит от того, какой частотный диапазон для этой передачи выделен. А радиочастоты - ресурс ограниченный и невозобновимый. Если все частоты исчерпаны, новых взять уже неоткуда. В сельской местности, где плотность абонентов низка, организовать до коттеджного поселка радиоканал окажется проще и дешевле, чем прокладывать двадцать километров оптоволокна. А вот в крупных городах, особенно в Москве, ситуация прямо противоположная: расстояния, которые необходимо пройти кабелем, довольно коротки, зато в эфире очень тесно. Частоты являются дефицитным ресурсом, а любой дефицит всегда будет дорогим.
Поэтому в Москве беспроводной доступ можно разделить на три нишевых группы. Во-первых, это общедоступная мобильная связь с невысокими скоростными характеристиками - такая, как GPRS-доступ от мобильных GSM-операторов. Она позволяет любому абоненту, где бы он ни находился, проверить электронную почту или зайти на Яндекс, но о передаче больших объемов информации тут говорить сложно, это получится слишком медленно и слишком дорого.
Во-вторых, радиоканал как вынужденная замена кабелю в тех случаях, когда использовать кабель по каким-либо причинам невозможно. Например, владельцы некоторых московских бизнес-центров, заключив альянс с единственным провайдером, совместно с ним устанавливают монопольно высокие грабительские цены на связь для фирм-арендаторов. В некоторых таких бизнес-центрах стоимость канала 64 Кбит/с может составлять $2000 в месяц и более. Именно в этой нише сейчас и работают, в основном, операторы pre-WiMax, ведь для того, чтобы поставить у себя в офисе на подоконник маленькую коробочку терминала, арендатору не требуется разрешение владельца здания, а даже довольно высокие беспроводные тарифы по сравнению с ценами монополистов оказываются куда как выгоднее.
Наконец, третья ниша- это мобильные бизнес-пользователи, которым необходим надежный высокоскоростной доступ из любой точки, например, для игры на зарубежных биржах, организации видеоконференций и т.п. Такие услуги обойдутся дорого, но они и нужны достаточно малочисленной группе потребителей.
А вот мейнстримом в мегаполисах беспроводной доступ вряд ли когда-нибудь станет, не важно, фиксированный или мобильный. Массовый пользователь качает музыку, софт и фильмы, смотрит ролики на YouTube, болтает по скайпу. Те цены, по которым он готов платить за такие услуги, ему могут предоставить только кабельные операторы.
"Y": Какие новые сервисы принесет пользователям дальнейшее развитие широкополосного Интернета?
В.К.: Вряд ли следует ожидать в ближайшее время появления каких-то принципиально новых сервисов. Все, что будет, уже изобретено. Другое дело, что если сейчас эти сервисы не всем доступны, не очень популярны и не всегда обеспечивают хорошее качество, то с течением времени эта ситуация будет исправляться. Все больше людей будут общаться через Интернет по VoIP и в видеочатах. Все большей популярностью будут пользоваться сервисы наподобие YouTube, а размещаемые на них ролики будут все продолжительнее. Все большее число телеканалов будет доступно через Интернет, а качество транслируемой картинки будет становиться все лучше, вплоть до HDTV. И так далее. Будут расти качество и доступность - но расти очень и очень сильно.