Дрессированные лебеди

Читать в полной версии →
Вторые гастроли Шанхайского акробатического балета в Москве проходят с аншлагом. Зрители замирают, когда Одетта на кончике пальцев ноги танцует не на полу, а на голове, руке и плечах партнера


ФОТО Алексея Исмагилова
ВСЕ ФОТО



В Кремлевском дворце проходят выступления Шанхайского акробатического балета. Не так давно труппа уже показывала в столице шоу "Лебединое озеро". Второй приезд китайцев в Россию означает, что год назад зрители получили удовольствие, а организаторы - прибыль.

На обычном балете публика культивирует в себе чувство почтения: "мы приобщаемся к прекрасному". На шанхайском шоу народ от души гоняет адреналин. В зале стоит хохот, когда вместо танца маленьких лебедей на сцене лягушки синхронно скачут на руках, птичий кордебалет выезжает на роликовых коньках, тряся плюмажами длиной в полметра, а мужики ногами жонглируют лампой. Но зрители замирают, когда Одетта на кончике пальцев ноги танцует не на полу, а на голове, руке и плечах партнера. Говорят, что от таких танцев на теле кавалера за годы репетиций образовались толстые черные мозоли. Это зрелище, рекордное по виртуозности, не перекрыть ничем, даже другими трюками (их много, начиная от каскадов сальто на длиннющем канате и кончая воздушными гимнастами и акробатами на шестах и батутах). Китайцы удивительно работают. Ноги машут, как крылья, а руки используются как пуанты - на них танцуют. Балетные поддержки в дуэте Принца и Лебедя легко наполняются кульбитами, ведь танцовщики и гимнасты - это одни и те же лица. Исполнительница партии Одетты, известная акробатка, научилась танцевать на пуантах специально для этого спектакля.

"Лебединое озеро" в той или иной редакции танцуют по всему миру. Это самый известный балет планеты, за исключением, может быть, новогоднего "Щелкунчика". Сказку про заколдованных птиц давно подхватили смежные отрасли, прежде всего - шоу-бизнес. Уже опробованы любые варианты адаптации "Лебединого озера" к массовому искусству. В ледовых представлениях лебеди катались. Мужчины в женские балетные костюмы переодевались многократно. Танец маленьких лебедей спародирован тысячи раз... Но китайцы обнаружили неиспользованную нишу. В принципе, идея лежала на поверхности: нужно было соединить две традиции - европейскую танцевальную классику и китайский цирк. Успех обеспечен хотя бы потому, что при таком раскладе балет помогает цирку, а цирк - балету.

Китайцы поняли это в 2002 г., когда шестиминутный номер "Восточный Лебедь. Акробатический этюд" занял первое место на международном цирковом конкурсе в Монте-Карло. Осталось добавить другие, тоже премированные, номера, обклеить их популярным сюжетом, вложить $5 млн в сценографию и организовать гастроли по странам и континентам. Реакция публики везде одинакова: восторг.

Китайский цирк ошарашивает и без балета, но в связке с балетом акробатические трюки приобретают респектабельный лоск. Недаром перед московскими гастролями шанхайские артисты побывали в столичной Академии хореографии, где взяли показательный урок танцев. Это как признание легитимности. Классический танец в Китае существует лет пятьдесят, а русский балет старше Соединенных Штатов Америки. Встать к балетному станку в московской школе - все равно что сфотографироваться в Лувре на фоне Джоконды.

А что получает балет? Он приобщается к истории китайского цирка, рядом с которым классический танец выглядит сопливым подростком: цирк в Поднебесной существует почти три тысячи лет. Для европейской публики заезженное "Лебединое озеро" в обрамлении акробатических кунштюков выглядит новеньким и непредсказуемым. Восточная экзотика тоже делает свое дело. Плюс внушительные декорации со спецэффектами - корабль, плывущий по волнам, двухметровый лебедь в облаке дыма, три тысячи цветов, одновременно распускающихся за несколько секунд.

И не надо думать, что высокая балетная классика уронила себя, "опустившись" до союза с цирком. На самом деле современный балет, уходя от рефлексии, сам сползает в сторону спорта. Среди танцовщиков и балерин ценятся умельцы, без проблем проделывающие забористые прыжки и долгие вращения. В китайском шоу просто вытащили на поверхность сходство балетных трудяг с рабочими лошадками. Тут вам прямо говорят, что красивая картинка плюс изощренная телесная техника - это наше все.

Конечно, шоу предназначено для семейного похода в театр, в зале Кремлевского дворца было много детей. Но продвинутые зрители "Лебединого озера" могут заняться интеллектуальными выкладками. Налицо - встреча двух культур, программно заложенная в либретто. По замыслу создателей, заколдованная девушка - китайская принцесса, в то время как Принц - дитя Запада. Он путешествует на Восток, где освобождает привидевшуюся во сне красавицу от злого колдуна. В финале - не просто хэппи-энд, а политкорректное братание культур. Принц одет в традиционный костюм балетного премьера, Одетта появляется не в балетной белой пачке, а в красном платье (свадебная одежда китайских невест).

Сказка, конечно. Но сказка эпохи глобализма.

## Алексей Исмагилов ©

Майя КРЫЛОВА |
Выбор читателей