ФОТО: AP |
Пятнадцать моряков британского флота, патрулирующих территориальные воды Ирака под началом капитана Криса Эйра, были задержаны иранскими силами 23 марта за пересечение водной границы страны. Арестованных сопроводили на берег и вскоре доставили в Тегеран, где подвергли допросам. Лондон отправил Тегерану ноту протеста, заявив, что ни один из британских кораблей не выходил за пределы иракского участка Персидского залива, и потребовал немедленного освобождения пленников. В ответ иранская сторона пригрозила судом и обнародовала в свет видеозапись, в которой задержанные моряки признаются в том, что нарушили границу, и приносят глубочайшие извинения за необдуманный поступок.
Блэр отправил в Иран переговорщиков, и спустя несколько дней Ахмадинежад "проявил великодушие", отпустив пленников и назвав их освобождение "пасхальным подарком" Великобритании. Позавчера он лично сообщил о своем решении пленным иностранцам.
Благодарности моряков не было предела. Они восхищались хорошим отношением и справедливостью "мистера президента". Казалось, еще немного - и они расцелуют Ахмадинежада, который за пару дней до того обещал отдать их под суд. Эйфория продолжилась и по прибытии в Лондон. Выйдя из самолета, некоторые из бывших пленников заявили, что с удовольствием посетили бы Иран снова.
Однако после информации, обнародованной накануне, их туда вряд ли пустят. А если пустят, то уж точно не выпустят. Вчера телеканал Sky News сообщил, что миссией капитана Эйра и его команды было не только патрулирование иракских территориальных вод, но и сбор разведданных об Иране. Об этом капитан рассказал журналистам, побывавшим на борту его корабля, за пять дней до инцидента с задержанием: "Патрулирование вод направлено, прежде всего, на борьбу с контрабандой и терроризмом, но также и на сбор информации о деятельности Ирана". Во время досмотра судов в рамках борьбы с контрабандой и терроризмом, британцы беседуют с членами экипажа. "Если у них есть хоть какая-то информация, они могут поделиться ей с нами. Собирать данные об иранцах - это правильно", - заключил Эйр.
Эта информация была в распоряжении канала в течение всех двух недель, что длилась история с пленом. Однако ее не давали в эфир, дабы не спровоцировать резких шагов со стороны Ирана.