|
Разделить два последних романа об Артуре практически невозможно. По большому счету, это повествование в двух частях, так как, прочитав лишь "Месть Урдалака", читатель неминуемо захочет узнать, что же будет дальше. Логического финала у этой книги нет, есть только весьма зловещий полуфинал, обещающий драматическую развязку в следующем романе, которая, собственно, и происходит в "Войне двух миров".
Стилистически автор остается верен себе: те же, узнаваемые по первым произведениям, рубленые фразы, некая сценарность, порой кажущееся чрезмерным внимание к деталям в описании интерьеров и людей. Но именно в последних романах об Артуре чувствуется тот Бессон, который знаком всем взрослым. Здесь появляются необычайно динамичные сценки, позволяющие ощутить текст как реальность; образы, имевшие в первых книгах несколько контурные характеры, тут обретают плоть и кровь.
Прекрасно описание сцены, в которой мама Артура, пытаясь порезать лимоны, превращает кухню в хаос. Оно кинематографично и сразу заставляет представить данный эпизод на экране, причем удается это легко и просто. На редкость динамично изображение катастрофы в тихом французском городке, куда пробирается злодей Урдалак: читая книгу, взрослый человек сразу подумает, что он это где-то видел. А видел, скорее всего, в знаменитом "Пятом элементе".
В последнем ныне написанном и изданном романе Бессону-писателю, наконец, удается совместить кинематограф (режиссуру и мастерство сценариста) и книжное слово без потери для первого или второго. Сильнее становится и комедийный элемент, который превращается в неотъемлемую часть текста. Но при этом старательно сохраняется этический компонент, адресованный именно детям. Любовь к окружающему миру, забота о нем остаются лейтмотивами повествования, постулат "не навреди" выводится невероятно тщательно и становится доступным для восприятия даже самых маленьких читателей.
Зачем убивать пчелу, не причинившую тебе никакого вреда? В этом нет никакого смысла, и Артур спасает ее от отца, решившего вытравить всех насекомых. Более того, Бессон выводит пресловутый "закон бумеранга": делая добро, ты можешь ждать, что оно к тебе вернется. И пчела, которой Артур спасает жизнь в начале "Мести Урдалака", спасает Артура и его друзей в конце "Войны двух миров".
Все очень незатейливо и доступно для детского сознания, это просто принцип, которому стоит следовать. Одна из базовых основ этики. Как и другие, предлагаемые Бессоном и демонстрируемые на самых простых примерах: о том, что друзья всегда должны помогать друг другу, что любовь помогает выжить и что нет ничего страшнее предательства. И о том, что добро побеждает.
На этом Бессон и останавливает повествование. Артур, его родственники и друзья, минипуты - все они празднуют победу над злом и восстановление мира. Однако автор оставляет столь привычную в кинематографе лазейку, намек на возможность возвращения зла, ибо его главное воплощение, негодяй У, не уничтожен. Он всего лишь уменьшен до пары миллиметров и посажен в стеклянную банку, которую прячут в темноту закрытой полки. Но где гарантии, что однажды он не выберется на волю? Их нет, но есть ощущение, что, если такое случится, у Люка Бессона будет отличный повод написать еще один роман про Артура. Остается только ждать.
"Yтро" объявляет конкурс: любой из вас, знакомый с творчеством Люка Бессона, может попытаться выиграть ценный приз от редакции и издательства "Махаон".
Для этого достаточно ответить на несколько простых вопросов.